Почему трубки кондиционера горячие
Распространённые неисправности автокондиционера
Какой бы надёжной ни была техника, рано или поздно она начинает выходить из строя. Важно, чтобы владелец автомашины смог вовремя распознать неисправности кондиционера и, не теряя времени, обратился в соответствующую сервисную службу для устранения проблемы.
Признаки неисправности автокондиционера
О неблагополучии состояния климатической установки вашего авто наиболее часто сигнализируют следующие признаки.
- На компрессоре или магистралях автокондиционера видны масляные пятна и потёки – скорее всего, система разгерметизировалась, из-за чего началась утечка хладагента и масла.
- Кондиционер самопроизвольно выключается при длительной эксплуатации в пробке – чаще всего это происходит из-за неисправности вентилятора или радиатора, который больше не обеспечивает сброс тепла. Из-за перегрева растёт давление в системе, что приводит к отключению компрессора датчиком давления. Высокое давление в низком контуре автокондиционера может говорить, кроме того, о наличии загрязнений в системе либо об избыточной заливке фреона.
- Кондиционер время от времени самопроизвольно выключается – чаще всего это происходит из-за неисправности электромагнитного клапана компрессора. Бывает, что он загрязняется и не может корректно работать.
- В салоне после включения кондиционера появляется затхлый запах, затем начинает капать вода – признак загрязнения испарителя, который нуждается в срочной чистке. Также бывает, что забивается дренажная трубка испарителя и конденсат попадает в салон.
- После включения система издаёт повышенный шум – возможно, вышел из строя компрессор, подшипник муфты или механизм сцепления шкива с валом.
- Кондиционер хуже охлаждает воздух либо вообще прекращает охлаждение – скорее всего, в системе недостаточно фреона, необходима срочная дозаправка.
- В процессе работы обмерзают трубки автокондиционера, на них сверху виден ледяной налёт – виной тому чаще всего становится сломанный ТРВ или осушитель.
Диагностика автокондиционера своими силами
Рассмотрим, как проверить автокондиционер своими руками и убедиться в наличии либо отсутствии неисправностей.
- Запустите двигатель машины, после чего включите кондиционер.
- Положите ладонь на трубку обратной магистрали. Буквально за минуту она должна остыть: рука ощутит морозное покалывание.
- Выключите автокондиционер на 3-5 минут, потом снова включите. Холодный воздух должен создать после повторного включения выраженную волну.
- Если напорные трубки автокондиционера горячие, это благоприятный признак. Чем жарче на улице, тем выше должна быть температура трубок напорной магистрали.
- Возьмите обычный уличный термометр, включите кондиционер на полную мощность и вставьте градусник в дефлектор. Если система исправна, температура не должна превышать +10-12 градусов.
Описанная проверка автокондиционера не претендует на точность и не сможет выявить все неисправности. Она лишь покажет, исправна ли ваша климатическая установка, или ей необходима профессиональная диагностика с использованием специализированного оборудования.
Почему в машине кондиционер дует теплым воздухом
Автомобильный кондиционер нечасто отказывает внезапно, но происходит это обычно перед началом летнего сезона. Иногда по причине отсутствия должной профилактики, но случаются и поломки. Потребуется диагностика, поскольку причин может быть много.
В каких случаях из кондиционера в авто идет горячий воздух
В составе системы охлаждения воздуха достаточно много потенциально ненадёжных узлов и деталей:
- компрессор с электромагнитной муфтой и подшипником холостого хода;
- конденсор (радиатор) в блоке с основным радиатором охлаждения двигателя и вентиляторами;
- фильтр-осушитель при радиаторе;
- магистрали высокого и низкого давления, выполненные обычно из тонкостенных алюминиевых трубок с кольцевыми уплотнениями;
- хладоагент (фреон), в состав которого входит масло для смазки системы изнутри;
- клапан-регулятор;
- испаритель в виде салонного радиатора;
- система управления с датчиками и переключателями;
- комплекс воздуховодов и заслонок с управляющими исполнительными приводами.
Обычно испаритель располагается в одном блоке климатической установки с радиатором отопителя, краны в потоке жидкости ставят редко, поэтому неудивительно, что при отказах холодный воздух может смениться на горячий. Но летом любой воздух будет охлаждённым, когда всё исправно либо тёплым при неисправностях.
Мало хладагента
При заправке системы в неё закачивается строго определённое количества фреона и смазки. Больше нельзя из-за риска повреждений, в системе присутствует и несжимаемая жидкая фаза хладагента, а если носителя будет недостаточно, то эффективность теплообмена резко снижается.
Причин недостатка фреона может быть несколько:
- ошибки при заправке системы;
- система долгое время служила без перезаправки;
- возникли утечки из-за потери герметичности трубопроводами или уплотнителями.
Если проблема возникла внезапно, то стоит поискать место утечки, если постепенно в течение долгого времени, то начать стоит с перезаправки.
Слабое охлаждение конденсора
Радиатор кондиционера рассчитан на охлаждение естественным потоком или принудительно при помощи вентилятора. Как правило, вентилятор включается одновременно с кондиционером, поскольку в жару и при наличии рядом горячего основного радиатора обдува не хватит в любом случае.
Когда вентилятор отказывает, или поверхность сотовой структуры конденсора сильно загрязнена, то и принудительное охлаждение не помогает.
Неисправность компрессора
Компрессор подвержен естественному износу, а также поломкам. В первую очередь страдает электромагнитная фрикционная муфта, соединяющая приводной шкив с валом компрессора. Износ нагнетающей части ремонтом не лечится, необходима замена агрегата в целом.
Муфту можно заменить, запчасти имеются в продаже. Рекомендуется профилактическая замена её подшипника при появлении заметного шума.
При больших сроках службы изнашивается и шкив, что проявляется в пробуксовке даже нового ремня с правильным натяжением.
Проводка
Для правильной коммутации узлов кондиционера необходимо наличие всех напряжений питания, контактов с массой, исправность блока управления, датчиков и переключателей.
Проводка со временем коррозирует, контакты могут пропасть в любых цепях. Проверка сводится к прозвонке проводки, контроля наличия всех силовых и управляющих напряжений. Муфта должна чётко подключаться при активации кондиционера.
Заслонки и регуляторы печки
Если система сжатия и испарения фреона работает нормально, что определяется по разнице температур нагнетающей и возвратной магистралей, то неисправность стоит поискать в системе распределения воздуха климатической установкой.
В модуле климата в салоне имеется большое количество пластиковых воздуховодов и управляемых заслонок. Они должны быть надёжно уплотнены и уверенно перемещаться под управлением механических тяг, тросиков и электрических сервоприводов.
Со временем приводы отказывают, тяги могут разрушаться и отсоединяться в зоне наконечников, а сами заслонки деформироваться и утрачивать уплотнители.
Распределение воздуха начинается по нештатным путям, что сразу замечается по изменению температуры в зоне выходных дефлекторов на разных уровнях по высоте.
Как найти причину из-за чего кондиционер дует теплым воздухом
В первую очередь следует разделить зону поиска по направлениям создания разницы температур между конденсором и испарителем и системы управления воздушными потоками.
К первому относятся компрессор, радиаторы, клапан и трубопроводы, ко второму – воздуховоды и заслонки. Электроника обслуживает обе составные части системы.
Проверка предохранителей
Цепи питания всей техники, имеющей отношение к кондиционированию, могут быть защищены одним или несколькими предохранителями.
Информацию об этом и их местонахождение можно узнать из таблиц размещения реле и предохранителей, имеющихся в сопроводительной документации автомобиля.
Предохранители можно снять и проверить омметром мультиметра или просто индикаторной лампочкой, подсоединив её последовательно к обоим выводам гнезда при вставленном в него предохранителе. Оксидированные или искривлённые от перегрева вставки надо заменять.
Предохранитель может отказать и сам по себе, но чаще он перегорает от коротких замыканий в защищаемой им цепи. Поможет визуальный контроль проводки и прозвонка подозрительных участков.
Компьютерная диагностика
Считать и проверить ошибки управления кондиционером можно при помощи сканера, подключённого к диагностическому разъёму автомобиля.
После указания на конкретную неисправность датчиков, они проверяются индивидуально вместе с проводкой. Возможны обрывы, замыкания или выход сигналов из заданного диапазона. Располагая ошибочной информацией, блок управления будет отказываться включать компрессор.
Поиск утечек фреона
Искать утечки хладоагента можно визуально, пользуясь наличие невысыхающей смазки в его составе или с помощью ультрафиолетового фонаря.
В фреон добавляется индикаторное вещество, преобразующее УФ излучение в видимый свет при подсветке магистралей, зона утечки будет хорошо заметна. Возможно придётся произвести мойку подкапотного пространства, поскольку при длительных утечках светиться будет всё.
Проверка конденсора
Радиатор кондиционера выходит из строя либо в результате разгерметизации и утечек, либо забиваясь дорожной грязью. Если давление в системе имеется, фреон не уходит, конденсор прогрет равномерно, то скорее всего дело именно в нарушении теплообмена из-за засорения сотовой структуры.
Лучше всего радиатор снять, тщательно промыть под небольшим давлением и установить с новыми уплотнениями, перезаправив систему. Фильтр-осушитель заменяется на новый.
Проверка привода компрессора
Проверить срабатывание муфты можно подав напряжение непосредственно на разъём её обмоток. Она должна замкнуться, шкив войдёт в надёжное зацепление с ротором компрессора. Это будет заметно по повышенному сопротивлению вращению при снятом приводном ремне.
Диагностика компрессора
Если после проверки срабатывания муфты остаются сомнения в работоспособности кондиционера, то его работу проще всего проверить во время заправки.
К магистралям подключается оборудование заправочной станции с контрольными манометрами, один из которых и укажет на создаваемое компрессором давление в напорной магистрали.
Или проще – после срабатывания компрессора трубки на его выходе должны быстро начать прогреваться, но точно оценить его производительность можно лишь при наличии большого опыта.
Проверка вентилятора
Вентилятор должен включаться при задействовании кондиционера и работать непрерывно на небольших оборотах. Если такая функция не предусмотрена, то убедиться в исправности его электродвигателя и цепей питания можно снятием разъёма с датчика температуры двигателя.
После этого блок управления воспримет это как превышение температурного предела и включит вентиляторы. Отдельно мотор можно проверить, подав на его разъём питание с аккумулятора подходящими отрезками проводов.
Проверка заслонок климатической системы
Доступ к заслонкам затруднён, поэтому для их проверки придётся разбирать переднюю часть салона. Процедура трудоёмкая и опасная тем, что легко повредить пластиковые защёлки или ослабить уплотнения, после чего появятся дополнительные шумы и скрипы.
Сама система воздуховодов иногда достаточно усложнена и снабжена электроприводами, диагностика которых потребует управляющего сканера с сервисными программами. Такую работу лучше доверить профессиональным электрикам.
Как и ремонт блока управления, в котором часто коррозируют проводники печатных плат и трескаются паяные соединения. Мастер сможет пропаять дефекты и восстановить печатные дорожки.
Система кондиционирования — устройство и диагностика
И так, давненько тут не писал, все как то не было ни времени, ни желания. Немножечко исправлю эту ситуацию “полезной” статейкой для владельцев G3 и всех кто имеет схожую систему кондиционирования (а это почти все Mitsubishi).
Сперва — общая информация, ниже диагностика и возможные пути их решения.
Начнем с простого: принцип работы кондиционера.
В общем случае кондиционер состоит из 5ти принципиальных элементов:
1) Компрессор кондиционера — как правило, в Mitsubishi на двигателях 4Gхх и 6*хх это винтовой компрессор, который способен нагнетать давление ДО
30 атмосфер (правда при таком давлении его выключит датчик давления аварийный, либо датчик температуры на компрессоре).
2) Радиатор охлаждения кондиционера — при сжатии, как должно быть всем известно из школьного курса физики, — газ нагревается (в нашем случае это как правило хладагент R134a). Поэтому для охлаждения, нагретого компрессором газа — в системе используется радиатор, который в принудительном режиме обдувается вентиляторами при включении системы. Как правило в большинстве машин радиатор содержит фильтр, который улавливает выработку с компрессора кондиционера (металическую стружку и другие крупные частицы из системы кондиционера), иногда этот фильтр находится в виде отдельного элемента, иногда с прозрачным окошечком, через которое можно оценить состояние системы.
3) Расширительный клапан кондиционера — это специальный (механический) клапан, который осуществляет понижение давления, при котором хладагент под давлением
16-20 атмосфер из радиатора поступает к клапану и начинает расширение газа. Однако клапан этот устроен довольно хитро и имеет уязвимые места. Об этом будет чуть дальше.
Может выглядеть по разному.
4) Испаритель кондиционера — обычный реечный радиатор сравнительно большой площади. Газ из расширительного клапана кондиционера при расширении начинает активно поглощать энергию и тем самым охлаждает тепловую энергию с радиатора испарителя. Его задачей стоит поглощение тепла. В следствии того что испаритель охлаждается до низких температур (в плоть до отрицательных). С испарителя — газ поступает обратно в компрессор кондиционера и так далее по замкнутому кругу.
5) Электроника — которая всем этим управляет и не дает убить компрессор. Для машин с ручным управлением — это блок управления кондиционера, который имеет 2-3 датчика температуры, датчик давления и в некоторых версиях двигателей (где приводной ремень компрессора кондиционера связан с ремнем генератора) — датчик пробуксовки ремня. Исходя из этих показаний — система принимает решение с какой периодичностью будет включаться муфта компрессора кондиционера. С климатом ситуация несколько иная, но суть та же, просто алгоритм включения кондиционера работает немного по другому (как правило чаще).
* во многих автомобилях, при включении режима обдува стекла (или стекло+ноги) — принудительно включается компрессор кондиционера. Это сделано специально, чтобы осушать воздух и не давать запотевать лобовому стеклу.
Ну и конечно я опустил такую немаловажную часть — как трубки. Тонкая трубка используется для высокого давления, в то время как толстая — для низкого давления (причина такого выбора инженеров — не проста, поскольку в сжатом виде хладагент соответственно занимает меньше места и для работы системы требуется меньший объем рабочего газа). В случае если вы ремонтируете магистраль и меняете ее на более толстые шланги резиновые — позаботьтесь об увеличении заправочного объема соответственно.
Диагностика системы кондиционера. Типовые неисправности. Или почему кондиционер работает или работает не так, как нужно.
1. Не включается кондиционер.
Первым делом — следует проверить предохранитель на муфту кондиционера под капотом (со снежинкой). Также можно проверить работоспособность муфты кондиционера — для этого снимаем релюшку кондиционера под капотом и замыкаем между собой силовые контакты (не управляющие). Если услышим какой нибудь звук-стук — значит все в порядке и можно со спокойной душой читать дальше, если нет — переходим к пункту 5:
Система не герметична. Наиболее распространенная проблема. Все дело в том, что система кондиционера испытывает большие нагрузки (высокое давление, а также перепады температур). Поэтому резинки на трубках — имеют свойство дубеть и пропускать хладагент во внешнюю среду. Как понять что система не герметична — заехать на диагностику кондиционера и произвести вакуумирование системы. Если система не держит вакуум — применят течеискатель. В общем потребуется найти и устранить течь (как правило она появляется в районе сот радиатора кондиционера, когда их пробивает камнем или чем то еще). Второе по популярности — это уплотнительные резинки. При разборе системы кондиционера — НЕОБХОДИМО менять уплотнительные кольца, стоят они не так дорого, но головной боли не будет.
2. Кондиционер работает, но вскоре перестает холодить и машина перегревается.
Это вторая наиболее популярная проблема, многие ее ощущают летом в пробках или просто на жаре, ее причина как правило кроется в забитых сотах радиатора кондиционера. Компрессор способен работать какое то время (пока радиатор способен отводить тепло), а после — давление в системе повышается до критического — и кондиционер перестает включаться, либо включается так редко, что не успевает охлаждать. В таком режиме использовать кондиционер категорически не стоит. Смерть компрессору — гарантирована. Выходы — на начальных стадиях — помыв радиатора специальными пенами (желательно со снятием основного радиатора или бампера, чтобы пена добиралась до всех сот). Когда вы сможете видеть через соты — хороший признак, и можно собирать все обратно. Однако, если проблема не ушла, продолжаем читать.
3. Кондиционер заправлен, толстая трубка под капотом холодная — тонкая горячая, но холодного воздуха не дует, или дует очень слабо
Данная проблема за частую связана с отсутствием воздушного фильтра в салоне (фильтр или его отсутствие можно увидеть сняв бардачок и защитный пластик). В случае если у вас нету фильтра — вы “попали” на чистку испарителя, эффективно это сделать можно только лишь разобрав торпедо и вытащив радиатор испарителя салонный. Один из основных симпотомов такой проблемы — это слабый поток воздуха из воздуховодов, даже на максимальной скорости вентилятора.
4. Кондиционер работает хорошо, но только при повышенных оборотах.
Довольно популярная проблема, может быть вызвана несколькими различными факторами. Первым делом — необходимо убедиться — что ремень на кондиционер — натянут и не буксует (не греется). Если проблема не ушла — необходимо съездить на диагностику и померять давление в магистралях высокого и низкого давления. Необходимо убедиться, что компрессор выдает давление в необходимом объеме на холостом ходу и на повышенных оборотах. При этом возможно имеется проблема с муфтой (может буксовать, при этом как правило идут страшные звуки, и муфта-шкив греются, может даже ремень расплавить, если после долгой пробуксовки заглушить машину). Если давление находится в пределах допуска в магистралях высокого и низкого давления — следует проверить клапан давления электромагнитный (исключив его на время тестов, замкнув цепь в обход него). Если проблема ушла — замените этот электрический клапан. В случае если давление на ХХ ниже чем необходимо — следует проверить фильтр (тот что на радиаторе сбоку в виде трубочки или с глазком прозрачном), проверка осуществляется путем измерения температуры на его входе и выходе — не должно быть разницы температур. В таком случае это свидетельствует что пропускная способность фильтра не нарушена. Если чувствуется рукой что фильтр во время работы кондиционера греется заметно сильнее, чем магистраль после фильтра — замените его. В случае если проблема все равно присутствует с давлением — следует проверить магистраль на залом и перегибы. В случае если визуальный осмотр результатов не дает — потребуется произвести анализ работы расширительного клапана (возможно туда попала грязь, которая мешает нормальной работе клапана, отверстие через которое выходит газ — очень маленькое), как гарантированно его проверить — мануал на мою машину — не предлагает, стоит он не дорого, поэтому если компрессор нормально работает во всех диапазонах, кроме ХХ — я бы для начала заменил этот клапан. Если проблема не уходит — замена компрессора, однако такой диагноз могут поставить преждевременно. Одним из признаков того что пора менять компрессор — серая-черная выработка в масле кондиционера, которую вам должны показать на диагностике. Это значит что произошла выработка рабочих частей компрессора и чтобы создать требуемое давление — требуется дать на компрессор бОльшую нагрузку.
5. Компрессор кондиционера.
а) Муфта (сцепление), поскольку это главный механизм включения компрессора. Проверить катушку муфты очень просто, для этого необходимо на провод подать +12 вольт и минус на массу. При этом муфта должна примагнитить вал компрессора к шкиву компрессора при помощи пластины сцепления, тем самым соединив их жестко. Однако включение муфты — лишь полдела. Необходимо, чтобы она это сделала с определенным зазором (регламентированным), таким образом муфта будет защищена от пробуксовок. Какие зазоры у вашего компрессора — надо смотреть в мануале. Чтобы не было ложных иллюзий — зазоры регламентные для мотора 6G72 — 0.4-0.6 миллиметра, для 4G64 — 0.3-0.5 миллиметра. В случае если не соответствует существую спец. наборы пластинок “ремонтных”, которые необходимо подкладывать, чтобы выставить зазор. и микрометр соответственно под подобные диапазоны измерения.
б) Подшипники кондиционера. Вторая по популярности проблема после муфты, хотя даже я бы сказал даже чаще, чем муфта встречалась мне… Все дело в том что компрессор имеет несколько подшипников. Как правило разрушаются внешние подшипники — поскольку на них действует большой момент иннерции шкива и ударные нагрузки при включении муфты. И так, рассмотрим 2 основных подшипника, которые разваливаются — первый — это подшипник ролика муфты, это можно сказать обводной ролик, когда компрессор выключен. Как нам известно — такие ролики меняются как правило вместе с ГРМ. А подшипник на муфте живет там уже второй десяток лет у многих. Поэтому не будем удивляться, что он умирает, поскольку он проходит свои 200-300 тысяч. Замена этого подшипника — возможна, даже подберут вам подшипник, однако сидит он на кернении. И имеет балансировку, в случае если вы его поставите не очень грамотно — ничего хорошего не выйдет. Намек думаю все поняли — проще заказать с ебэя новую муфту и купить микрометр. Однако, за частую это не целесообразно, поскольку имеется еще один подшипник — вала кондиционера, который уже так просто не поменять — только в специализированных крупных мастерских, кто ремонтирует компрессоры и гидравлику. И то, сомнительно, что получится дешевле нового. Так что если при включении кондиционера слышно гул — лучше сразу подыскиывайте новый или “remanufactured”, хотя и тут можно нарваться на отмытый и покрашенный бу… Брать бу с огромным пробегом — дело не особо благодарное…
в) Датчик температуры на компрессоре — тоже бывает встречается его неисправность. Как правило его лечат — замыкание накоротко…
г) Датчик пробуксовки ремня — ставится далеко не везде, а точнее видел его лишь на двигателях V6. проверить его затруднительно, но если у вас мигает лампа кондиционера при его включении — проверяйте натяжение ремня и пробуксовку муфты.
Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать
Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?
Как это работает?
Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:
C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.
Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.
– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.
Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.
– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.
В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.
Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.
– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.
Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.
Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.
Поломка первая: утечка
В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.
Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.
Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.
Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.
К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.
Перегрев и аварийный сброс
В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.
Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.
Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.
Неисправность компрессора
Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.
На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.
Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.
К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.
Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.
Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.
К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.
Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.
Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.
Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.
Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.
Неисправности системы управления
Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.
Как определить самостоятельно, что не работает
Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.
Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.
Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.
Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.
Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.
О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.
Почините, пока не жарко! 5 основных поломок кондиционера
Простейшая диагностика
В первую очередь полагаемся на собственные ощущения. Если в салоне жарче, чем снаружи, — значит, с кондиционером что-то не так. Проверяем, не выходя из-за руля.
При запущенном двигателе выставите температуру на минимум. Вентилятор климатической системы — на вторую или третью скорость. Потоки направьте через дефлекторы в панели приборов. Включите кондиционер.
Вот что выдал кондиционер Ларгуса после дозаправки. Напомню, было на 15 градусов больше.
Поднесите руку к дефлекторам — через минуту-другую из них должен пойти холодный воздух. Если есть под рукой электронный термометр — перепроверьте свои ощущения. Если кондиционер исправен, термометр на выходе из дефлектора покажет температуру воздуха не больше 10°С (если за бортом 20–25°С).
Пощупаем трубки под капотом
Видите толстую и тонкую алюминиевые трубки? Обычно они идут от передней части вдоль правого брызговика к щиту, отделяющему моторный отсек от салона.
Возьмитесь за толстую трубку рукой (остерегайтесь вращающихся деталей!). Уже через несколько секунд после запуска мотора трубка низкого давления должна стать холодной. А примерно через минуту — ледяной. Если же трубка охлаждается долго, значит, кондиционер неисправен.
Поломка 1. Мало хладагента
Хладагент может улетучиваться сквозь ставшие негерметичными уплотнители трубок, теплообменников и компрессора. Уплотнители могут раассыхаться от возраста — кондиционер в старой машине уже не охлаждает салон, как раньше.
Встречаются и механические повреждения трубок: от трения, вибраций и ударов камней (часть системы расположена в моторном отсеке).
Если хладагента мало, давление в системе упадет — и датчик просто не даст включиться компрессору кондиционера.
Как выявить дефект?
- Отверните защитный колпачок с заправочного вентиля на толстой трубке (обратке) и нажмите тонким предметом на кончик ниппеля (только прикройте пространство вокруг ветошью). Если «пшикнет» интенсивно, значит, хладагент в системе есть. А вот слабое шипение или его полное отсутствие говорит о большой потере рабочего вещества;
- Машина на подъемнике или смотровой канаве? Проверьте: нет ли масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, просачивающийся даже в небольших количествах, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.
Поломка 2. Слишком много хладагента
Высоким давление в системе может стать, если ваш кондиционер накануне неграмотно заправили, «передозировав» хладагент.
В постоявшей на жаре машине давление может превысить заданное, и датчик также запретит включение компрессора.
Как выявить дефект?
Следите за компрессором: он периодически будет на несколько секунд запускаться и тут же переставать работать.
Поломка 3. Отказ компрессора кондиционера
Может выйти из строя обмотка муфты компрессора или электромагнитный клапан, а также проводка и предохранители, защищающие эти электроцепи.
На многих стареньких автомобилях привод компрессора кондиционера осуществляется отдельным ремнем. Он может ослабнуть, начать проскальзывать. Компрессор в этом случае не будет «гонять» хладагент.
Ну и нельзя исключать внутренние поломки компрессора, которые потребуют его ремонта или замены.
Как выявить дефект?
- Если компрессор неисправен, но еще хоть как-то работает, вы услышите шум, грохот или другие посторонние звуки. «Шумно» может быть как во время работы кондиционера, так и при выключенном кондиционере (но при работающем моторе).
- Можно проверить электроцепь питания муфты или клапана тестером или контрольной лампой. При включении на провод всегда поступает +12В.
- Проверьте наличие, состояние и правильность натяжения ремня (если он есть).
Поломка 4. Забитый грязью радиатор (конденсатор) и испаритель
Для правильной работы кондиционера конденсатор, испаритель и фильтр климатической системы должны быть чистыми и хорошо проводить воздух. Конденсатор нужно периодически осматривать и промывать.
Важно: г рязь между сотами радиатора не дает ему охладиться, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости и к перегреву двигателя.
Обращайте внимание на теплоотвод от конденсатора. Если он не охлаждается, испаритель тоже прохлады не даст.
Из дефлекторов слабо дует холодом? Скорее всего, загрязнен салонный фильтр, который затрудняет прохождение воздуха через испаритель. А если ездили вовсе без салонного фильтра, испаритель тоже может зарасти грязью.
Как выявить дефект?
- Проверяйте, не забиты ли снаружи соты радиатора;
- Грязь внутри так просто не увидишь. Но чистый радиатор греется равномерно везде. Забитый грязью участок будет холоднее — потому что там не циркулирует охлаждающая жидкость.
Поломка 5. Механические проблемы
Если заслонки в отопителе работают некорректно, то к воздуху, прошедшему через испаритель кондиционера, будет постоянно подмешиваться теплый воздух от радиатора отопителя. Такое бывает и при механическом приводе заслонок, и при применении электроприводов, и в машинах с климат-контролем (подробнее можно прочитать тут).
Как выявить дефект?
- Пощупайте трубку перед самым испарителем. Если она ледяная, а из сопел системы идет теплый воздух — кондиционер пора ремонтировать.
Осторожней на вторичке!
Покупаете автомобиль с пробегом? Имейте в виду, что ремонт неисправного кондиционера может обойтись в круглую сумму. Не поленитесь перед покупкой провести диагностику у специалистов. Даже если продавец утверждает, что все в порядке.
- Как быстро охладить салон после стоянки на жару, узнайте тут.
- Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.
Кондиционер неисправности, поломки (ч.1)
Если начались проблемы, то сейчас постараюсь описать как найти где таиться беда. Поехали:
Теперь попробую описать кратко проблемы, которые можно устранить самому:
Для стабильной работы системы в первую очередь необходимо поддерживать чистоту в радиаторах. Если кондер стал плохо работать – первое что нужно сделать – почистить радиаторы.
Для долгой жизни компрессора многие специалисты советуют производить полную замену масла раз в 3-5 лет (аппарат дозаправки меняет только 20% масла).
Для работы кондиционера в системе должно поддерживаться определенное давление. Если компрессор включить когда давление будет маленькое, то компрессор может сломаться (фреон содержит еще и масло для смазки компрессора), если давление слишком высокое, то что-то может не выдержать и тоже будет плохо. Управляет включением компрессора ЭБУ. Для контроля давления в системе есть 2 датчика: датчик слишком низкого и слишком высокого давления. Эти датчики не дадут запуститься компрессору и спасут систему от саморазрушения.
Датчик низкого давления может блокировать включения компрессора, если фреона недостаточно и температура за бортом не высока (если меньше +4, то кондер вообще не запуститься) -> тогда нужно ехать на дозаправку.
Датчик высокого давления предохранит систему когда систему заправили фреоном выше нормы и выключит компрессор когда из-за забитого радиатора система перегрелась.
Расположение датчиков
Датчик низкого давления – это просто выключатель и при нормальном давлении должен быть замкнут
Датчик высокого давления сложнее: он преобразует давление в уровень напряжения в сигнальном контакте. Его проверка и уровни напряжения описаны здесь
Если с датчиками, температурой окружающего воздуха (если меньше +4 – не запуститься) и температурой двигателя (при перегреве не запуститься), то ЭБУ дает управляющий сигнал на реле R11 (на рисунке отмечено стрелкой), которое должно сработать и через предохранитель 27 подать напряжение на муфту компрессора.
Разъем подключения муфты сделан съемным из-за этого он со временем окисляется и компрессор начинает работать через раз. Если реле кондиционера срабатывает и на разъем кондиционера приходит 12В, то 90% процентов, что проблема в разъеме – восстанавливаем разъем муфты
PS кому есть что добавить – пишите в ЛС: добавим.
Почините, пока не жарко! 5 основных поломок кондиционера
Простейшая диагностика
В первую очередь полагаемся на собственные ощущения. Если в салоне жарче, чем снаружи, — значит, с кондиционером что-то не так. Проверяем, не выходя из-за руля.
При запущенном двигателе выставите температуру на минимум. Вентилятор климатической системы — на вторую или третью скорость. Потоки направьте через дефлекторы в панели приборов. Включите кондиционер.
Вот что выдал кондиционер Ларгуса после дозаправки. Напомню, было на 15 градусов больше.
Поднесите руку к дефлекторам — через минуту-другую из них должен пойти холодный воздух. Если есть под рукой электронный термометр — перепроверьте свои ощущения. Если кондиционер исправен, термометр на выходе из дефлектора покажет температуру воздуха не больше 10°С (если за бортом 20–25°С).
Пощупаем трубки под капотом
Видите толстую и тонкую алюминиевые трубки? Обычно они идут от передней части вдоль правого брызговика к щиту, отделяющему моторный отсек от салона.
Возьмитесь за толстую трубку рукой (остерегайтесь вращающихся деталей!). Уже через несколько секунд после запуска мотора трубка низкого давления должна стать холодной. А примерно через минуту — ледяной. Если же трубка охлаждается долго, значит, кондиционер неисправен.
Поломка 1. Мало хладагента
Хладагент может улетучиваться сквозь ставшие негерметичными уплотнители трубок, теплообменников и компрессора. Уплотнители могут раассыхаться от возраста — кондиционер в старой машине уже не охлаждает салон, как раньше.
Встречаются и механические повреждения трубок: от трения, вибраций и ударов камней (часть системы расположена в моторном отсеке).
Если хладагента мало, давление в системе упадет — и датчик просто не даст включиться компрессору кондиционера.
Как выявить дефект?
- Отверните защитный колпачок с заправочного вентиля на толстой трубке (обратке) и нажмите тонким предметом на кончик ниппеля (только прикройте пространство вокруг ветошью). Если «пшикнет» интенсивно, значит, хладагент в системе есть. А вот слабое шипение или его полное отсутствие говорит о большой потере рабочего вещества;
- Машина на подъемнике или смотровой канаве? Проверьте: нет ли масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, просачивающийся даже в небольших количествах, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.
Поломка 2. Слишком много хладагента
Высоким давление в системе может стать, если ваш кондиционер накануне неграмотно заправили, «передозировав» хладагент.
В постоявшей на жаре машине давление может превысить заданное, и датчик также запретит включение компрессора.
Как выявить дефект?
Следите за компрессором: он периодически будет на несколько секунд запускаться и тут же переставать работать.
Поломка 3. Отказ компрессора кондиционера
Может выйти из строя обмотка муфты компрессора или электромагнитный клапан, а также проводка и предохранители, защищающие эти электроцепи.
На многих стареньких автомобилях привод компрессора кондиционера осуществляется отдельным ремнем. Он может ослабнуть, начать проскальзывать. Компрессор в этом случае не будет «гонять» хладагент.
Ну и нельзя исключать внутренние поломки компрессора, которые потребуют его ремонта или замены.
Как выявить дефект?
- Если компрессор неисправен, но еще хоть как-то работает, вы услышите шум, грохот или другие посторонние звуки. «Шумно» может быть как во время работы кондиционера, так и при выключенном кондиционере (но при работающем моторе).
- Можно проверить электроцепь питания муфты или клапана тестером или контрольной лампой. При включении на провод всегда поступает +12В.
- Проверьте наличие, состояние и правильность натяжения ремня (если он есть).
Поломка 4. Забитый грязью радиатор (конденсатор) и испаритель
Для правильной работы кондиционера конденсатор, испаритель и фильтр климатической системы должны быть чистыми и хорошо проводить воздух. Конденсатор нужно периодически осматривать и промывать.
Важно: г рязь между сотами радиатора не дает ему охладиться, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости и к перегреву двигателя.
Обращайте внимание на теплоотвод от конденсатора. Если он не охлаждается, испаритель тоже прохлады не даст.
Из дефлекторов слабо дует холодом? Скорее всего, загрязнен салонный фильтр, который затрудняет прохождение воздуха через испаритель. А если ездили вовсе без салонного фильтра, испаритель тоже может зарасти грязью.
Как выявить дефект?
- Проверяйте, не забиты ли снаружи соты радиатора;
- Грязь внутри так просто не увидишь. Но чистый радиатор греется равномерно везде. Забитый грязью участок будет холоднее — потому что там не циркулирует охлаждающая жидкость.
Поломка 5. Механические проблемы
Если заслонки в отопителе работают некорректно, то к воздуху, прошедшему через испаритель кондиционера, будет постоянно подмешиваться теплый воздух от радиатора отопителя. Такое бывает и при механическом приводе заслонок, и при применении электроприводов, и в машинах с климат-контролем (подробнее можно прочитать тут).
Как выявить дефект?
- Пощупайте трубку перед самым испарителем. Если она ледяная, а из сопел системы идет теплый воздух — кондиционер пора ремонтировать.
Осторожней на вторичке!
Покупаете автомобиль с пробегом? Имейте в виду, что ремонт неисправного кондиционера может обойтись в круглую сумму. Не поленитесь перед покупкой провести диагностику у специалистов. Даже если продавец утверждает, что все в порядке.
- Как быстро охладить салон после стоянки на жару, узнайте тут.
- Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.