10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется машина с холодильником

Фура-холодильник

Доставка на дальние расстояния пищевых продуктов, замороженных грузов, требующих определенных температурных условий, выполняется специально оборудованным транспортом, который называют фура-реф. Искусственное охлаждение в них обеспечивается холодильными установками и теплоизо-лированными кузовами.

Общая характеристика фуры-рефрижератора

Спецтранспорт является передвижной холодильной камерой. Снаружи и внутри обшитый дюралюминиевыми листами либо оцинкованным железом. Использование пенопласта, алюминиевой фольги с прослойками воздуха обеспечивает термоизоляцию.

Технические характеристики, особенности конструкции, встроенный холодильник позволяют внутри фуры сохранять низкую температуру продолжительное время, независимо от внешних факторов.

Изотермический фургон оснащен дополни-тельным мотором для поддержания необходимого микроклимата в середине кузова, что обеспечивает комфортную работу при летнем зное, зимних холодах. Благодаря своей универсальности рефрижератор пользуется спросом круглый год.

Предназначение и преимущества

Спецмашины используют для доставки скоропортящихся продуктов питания, медикаментов, оборудования, цветов, раритета. Фура-рефрижератор обладает надежной теплоизоляцией наружной части, собственной системой охлаждения, что защищает содержимый внутри груз от факторов окружающей среды.

Благодаря этому возможна перевозка продовольствия глубокой заморозки на большие расстояния без ущерба качеств товара.

Фура-холодильник отличается рядом преимущественных особенностей в сравнении с другими типами грузового транспорта:

  • простотой и безопасностью перемещения товара;
  • маневренностью при большой грузоподъемности, что допускает использование машин на трассах, в условиях внутригородских дорог;
  • низкой стоимостью перевозок, в сравнении с воздушным или морским транспортом;
  • независимостью от атмосферных условий, работоспособностью при температуре от +25 C до -25 C;
  • сохранением товара от внешних воздействий, механических повреждений;
  • удобной конструкцией;
  • возможностью применения погрузчика для облегчения загрузки и выгрузки.

Детальная информация видна на видео:

Габариты и грузоподъемность

Фура с холодильником имеет вместимость порядка 20 тонн. Основной потребительс-кий параметр – это объем или сколько паллет возможно загрузить. Стандартный 20-тонник вмещает до 33 европаллет.

Внутренние размеры сопоставимы с габаритами стандартной еврофуры:

  • длина – 13,2-13,6 м;
  • ширина – 2,43-2,45 м;
  • высота – 2,40-2,70 м;
  • объем – 82-86 м3.

Кузов закрытый, производимая загрузка только задняя.

Для перемещения маловесных товаров, весом от 1 тонны до 15 – пользуются менее габаритным транспортом с аналогичными параметрами заморозки. Небольшие рефрижераторы применяют для развоза продуктов питания между магазинами, складами в пределах города или пригорода. При перевозке может помочь надпись TIR на фуре.

Классификация

В Европе, по условиям распределения ATP Europe, рефрижераторный транспорт по температурным показателям подразделя-ется следующим образом:

  • Класс А – от +12 ̊С до 0 ̊С;
  • В – от +12 ̊С до -10 ̊С;
  • С – от +12 ̊С до -20 ̊С;
  • D – ниже либо равен +2 ̊С;
  • Е – ниже либо равен -10 ̊С;
  • F – ниже либо равен -20 ̊С.

Для обеспечения нужных температурных показателей на протяжении около 12 часов работает рефрижератор на фуре без добавочного обслуживания.

Согласно мировым требованиям устанавливаются обозначения по типам FNA, FRA, FNB, FRB и т.д. Буква в конце указывает на класс, вторая – на вид изолирования: N – нормальный, R – усиленный.

Статья в тему:  Куда мастера холодильников возят плату для перепайки

По типу холодильного оборудования различают следующие разновидности рефов:

  • полноприводные, потребляющие энергию двигателя автомашины;
  • механизмы с эвтектическими плитами, позволяющие пользоваться рефрижератором на фуре от электросети. В период зарядки температура внутри опускается до -30 ̊С, а далее в течение дня поддерживается с незначительным повышением. Такая разновидность транспорта используется для развозки мороженого с многочисленными остановками, частым открыванием дверей;
  • независимое холодильное оснащение, работа которого происходит от автономного источника питания.

Особенности конструкции

Меньше весить, но перевозить большую массу груза без повреждения кузова устройству позволяет способ бескаркасного монтажа из маловесных и прочных составляющих.

Стены фуры-реф, нередко, выполнены из цельных сэндвич-панелей, толщиной 4-8 см, соединенных снаружи, изнутри компонентами отделки. Герметичные стыки делают для предотвращения появления тепловых мостов.

Дверь оснащают растяжимым уплотнителем из прочного резинового профиля, выполняющего термоизоляционную функцию.

Для теплоизоляции используется слой пенополиуретана с низкой проводимостью температуры, безопасного в эксплуатации, устойчивого к гнили, поражению плесневелыми грибами, влиянию микробов.

Для внутренней и наружной обшивки применяют:

  • листы из оцинкованной стали, покрытые полимерами либо эмалью;
  • ламинированную фанеру;
  • плакированные листы из стали;
  • фанеру с оклейкой из армированного пластика;
  • глянцевую нержавеющую сталь;
  • алюминиевые плакированные листы с названием «чешуя».

Пол выстилается сэндвич-панелями из многоуровневой фанеры со стальными оцинкованными покрытиями различной плотности, рифлеными сталью или алюминием, залитых полимерами.

Дополнительно некоторые виды могут оборудоваться:

  • внутренними передвижными разделительными перегородками;
  • системой двухъярусной погрузки;
  • паллетными ящиками;
  • направляющими трубами для крюков;
  • тележками для цветов.

Рефы изготавливают на шасси бортового полуприцепа с накладной сэндвич-панелью или на специальных осях, рассчитанных для пользования с несущей панелью пола. Облегченные модели делают полурамными. Подвеска установлена рессорного или пневматического типа.

Технические характеристики

Технологии устройства рефрижератора наряду с маловесными прочными составляющими снижают вес транспортного средства, повышают его грузоподъемность, стабилизируют структуру конструкции, изоляционные свойства кузова.

Для сохранения целостности груза при перевозке внутри устанавливаются дополнительные сетки, крепления. Компактные размеры транспорта облегчают передвижение по городским дорогам и загородным трассам.

Простая конструкция холодильного оснащения обладает высокой эффективностью. Виды оборудования с функцией разморозки уменьшают нагрузку на всю систему, позволяют исправно работать в холодное время.

Модели типа «тепло-холод» эксплуатируются круглый год, независимо от условий окружающей среды. Их особенности состоят в разнице функций вентиляторов испарителя и конденсора.

Детальная информация видна на видео:

Расход топлива

Затраты горючего обусловлены его видом и особенностями. Нужный для процесса транспортировки расход топлива зависит от устройства, марки автотранспорта, его агрегатов и систем, категории, типа, массы, режима движения.

Для сравнения, некоторые грузовые рефрижераторы, согласно расчетам, примерно расходуют следующее количество дизельного топлива на 100 км:

  • DAF-95.350ATi – 28,5 л;
  • Fiat Vikolli с холодильной установкой Thermo King RD-I – 29,5 л;
  • MAN 10.150 – 19,5 л;
  • Mercedes Benz 2244 – 28,2 л;
  • МАЗ 53366 с холодильной установкой Thermo King 3000 MD II 50 MAX – 34,8 л;
  • Mercedes Benz 308D – 11,2 л;
  • МАЗ 5731 Купава с холодильным оборудованием Carrier Supra 544 – 33,1 л;
  • Scania P93 ML 6х2L с грузоподъемным бортом и рефрижератором Hultsteins – 28,5 л.
Статья в тему:  Как выбрать холодильник бош отзывы

Ведущие производители

Выпуском рефрижераторного транспорта занимаются современные российские компании «Исток», «Купава», немецкие «Кrone», «Шмитц», «Кogel», французская Chereau, американские и другие производители. На некоторых заводах отсутствуют отдельные линейки техники.

Процесс изготовления происходит по заказу клиента. Ярким примером такого сотрудничества является Московский завод спецавтомобилей.

Известный производитель автохолодильников – российский завод Тerrafrigo. Его продукцию устанавливают на разные марки, типы отечественного и зарубежного спецтранспорта.

Поставляемое оборудование с огромным потенциалом адаптировано для трудных дорожных и погодных условий, оснащено универсальными блоками управления Еliwell итальянского происхождения. Наиболее часто встречается холодильное оснащение марок Carrier и Thermo King.

Типы перевозимых грузов

Рефрижераторные фуры транспортируют грузы, которые принято называть скоропортящимися. Последние требуют соблюдения определенных температурных показателей.

Продукция, для которой необходимы особые условия перевозки, распределяется на следующие группы:

  • мясо, рыба, птица в замороженном или охлажденном состояниях при температуре от -5 ̊С до +18 ̊С;
  • молочные продукты, сыры везут при +4 ̊С, сливочное масло – около -18 ̊С, для мороженого – до -20 ̊С;
  • овощи, фрукты разделяют по видам и перевозят отдельно, индивидуально определяя температурный диапазон;
  • кондитерские, хлебобулочные изделия требуют не выше +15 ̊С;
  • напитки безалкогольные – до +15 ̊С, ликероводочные изделия – до +20 ̊С.

Особого внимания требует транспортировка лекарственных препаратов, биологических культур, вакцин, косметики, растений, цветов. Для них условия перевозки определяются отдельно.

Особенности ремонта рефрижератора

К основным причинам поломок рефа относятся:

  • выход из строя составляющих автомобиля (двигатель, фары, тормоза, приборы и др.);
  • дефекты кузова (трещины, заломы, повреждения теплоизоляционной обшивки);
  • неполадки в работе холодильного оборудования (утечка фреона через поврежденные шланги, трубки, уплотнители; неисправности блоков конденсатора или испарителя, поломки системы управления, компрессора, выход из строя фильтра-осушителя, перегрев или скапливание намерзшего льда на поверхности испарителя и др.)

Проблемы автомобильного характера под силу устранить самостоятельно. Ремонт рефрижератора потребует вмешательства специально обученных мастеров.

При выходе из строя сэндвич-панели необходимо точно рассчитать местонахождение, несущую способность каркаса с холодильным агрегатом для проведения правильной замены. Важно учитывать, что работа агрегата сопровождается вибрацией, а каркас передней панели требует жесткой надежной связи с боковыми панелями, крышей и полом.

Детальная информация видна на видео:

Покупка или аренда

Выбор между приобретением или арендой спецтехники зависит от целевого назначения, параметров устройств. Например, транспорт с комплектацией Eliwell обойдется на несколько тысяч дороже.

Статья в тему:  Нужно ли планшет выключать холодильник lg

Объективную информацию можно получить после просмотра видео- и фотомате-риалов.

Правильный подход к подбору транспорта – залог построения успешного бизнеса в сфере грузоперевозок. При отсутствии необходимой для покупки суммы можно рассматривать варианты аренды или лизинга. Такой вид сотрудничества влияет на качество автотранспорта: каждый новый владелец снижает рабочие возможности оборудования.

Где можно приобрести

Существует несколько вариантов, где купить технику:

  1. Официальный дилер – более надежный, дорогостоящий, предполагающий:
    • гарантию;
    • юридическую честность партнерства;
    • присутствие ассортимента;
    • консультацию специалиста;
    • возможность заказывать непосредственно у изготовителя;
    • предпродажную проверку работы всех устройств;
    • оформление договора купли-продажи;
    • оплату наличным или безналичным расчетом, на кредитных условиях либо trade-in (сдача подержанного транспорта в счет оплаты нового).
  2. Неофициальный дилер предлагает заниженную стоимость без дополнительных гарантий.
  3. Автоломбард осуществляет продажу наименований с пробегом.
  4. Частный продавец устанавливает низкую стоимость и не дает гарантий.

У официального представителя цена всегда дороже. У частных лиц приобретения обходятся дешевле. Это объясняется степенью обязательств за прозрачность соглашения, реализацией качественной, испытанной техники нового образца или б/у.

В продаже присутствуют как подержанные модели, так и не бывшие в эксплуатации. Разница в стоимости между ними значительная. Новые фуры-рефрижераторы оцениваются в пределах 3-4 млн рублей. Техника Schmitz и Chereau имеет надежную репутацию, поэтому стоит дороже. Производители «Тонар» и «Купава» реализуют продукцию подешевле.

К примеру, потребуют затрат около 4 млн рублей такие модели:

  • Schmitz SKO Cool класса C, имеющий 3 оси, с рефом Carrier без пробега;
  • Chereau CSD 3 французской сборки, с трехосным шасси, системой-автомат Colas+ для регулирования уровня пола.

Расценки подержанных позиций устанавливаются с учетом года производства и пробега. Так, примерная цена Chereau класса С 2007 года выпуска и около 500 000 км пробегом, холодильным оснащением Thermo King и рамной конструкцией – 1 200 000 рублей.

Chereau, имеющий холодильник Carrier Maxima с термописцем 2014 года и пробегом 100 000 км – в районе 3 000 000 рублей. Terrafrigo линейки 2015-го – от 800 000 рублей.

Фуры-рефрижераторы пользуются огромным спросом во всем мире. Они надежны, универсальны, могут работать в различных условиях круглый год. Спецтехника решает задачи по доставке особых грузов на любые расстояния.

Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов

В летний зной и зимнюю стужу эти агрегаты на кузовных надстройках автомобилей и полуприцепов одинаково востребованы: скоропортящиеся грузы всегда нуждаются в заданной температуре.

Номенклатуру так называемого скоропорта можно долго перечислять, как и озвучивать изготовителей такого оборудования. Наши заказчики просят ставить только надежный агрегат. Такие есть: по итогам прошлого года в рейтинговый список монтируемых установок для специализированных ТС вошли всего несколько компаний, которые справедливости ради перечислим в алфавитном порядке: Сarrier (США), Dongin Thermo и H-Thermo (Корея), TerraFrigo (Россия), Thermo King (США), Zanotti (Италия), Элинж (Россия).

Статья в тему:  Холодильник леран кто производитель

Рефрижераторная установка «Элинж С2» подходит для монтажа на автомобили самых разных марок.

Все машины с холодильно-отопительными установками (ХОУ) прямого привода, автономным агрегатом или оборудованием вертикального исполнения в своих ПТС имеют отметку «Рефрижератор». Чаще всего на авторефрижераторы монтируют агрегаты прямого привода. В основном это легкий коммерческий транспорт (LCV).

Гипермаркеты активно осваивают онлайн-торговлю, а с ней развивается маломерный флот рефрижераторов и сеть сервисных центров обслуживания такой техники в местах ее базирования.

Сейчас рынок наверстывает прошлогодний недобор изготовления и сбыта «рефов», когда продажи за апрель-май в натуральном выражении сократились на 29 % относительно 2019 года. Как сообщил «Автопарку» Павел Сыван, менеджер по работе с ключевыми клиентами «СИВ Трансхолод», рынок восстанавливается, «за четыре месяца организации и физические лица приобрели автомобилей с холодильными установками на 19 % больше, чем за аналогичный период прошлого года».

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Спрос на технику с ХОУ перевернул устоявшиеся правила: мегаполисы затребовали под нынешние реалии маломерный флот рефрижераторов — легкие коммерческие автомобили, активно выдворяя из городской черты чадные фуры. В перспективе двух-трех пятилеток наши мегаполисы планируют перейти на полный электропривод.

Холодильно-обогревательная установка Thermo King V800 MAX 50 в составе фургона на шасси MAN TGM18. Ритейлер «Магнит» заказал 530 таких автомобилей.

К слову, осенью 2020 года в России появился первенец электротягового сегмента машин городской дистрибьюции: по заказу сети «Магнит» инжиниринговая компания Drive Electro разработала электрогрузовик Moskva, о чем наше издание уже рассказывало (см. «Автопарк» № 8/2020). На передней стенке изотермического кузова разработчики установили новейшую электроприводную ХОУ Carrier Xarios 8. Это оборудование имеет повышенную эффективность, в три раза большую охлаждающую способность, а также очень низкий уровень заправки хладагента по сравнению с текущим вариантом Xarios 600.

Thermo King объявил о выпуске своего литий-ионного аккумуляторного блока для полностью электрифицированных холодильных установок E-200, емкость которого обеспечивает непрерывное охлаждение, даже когда водитель останавливает автомобиль для выгрузки, отдыха или выключает двигатель на более длительный срок. Новый агрегат Сarrier Xarios 8 мощностью 5500 Вт предназначен для фургонов объемом от 20 до 45 м 3 .

Однако на российском рынке городской дистрибьюции такая техника еще в диковинку, торговые предприятия, специализированные автохозяйства довольствуются авторефрижераторной классикой с прямым приводом. В основном это фургоны на базе Lada, УАЗ, «Газель», а также LCV ряда зарубежных брендов, в т. ч. изготовленные на российских заводах. Моторный отсек таких машин позволяет разместить там компрессор и напрямую через ременную передачу подключиться к шкиву ДВС. Такое конструкционное решение занимает самую большую нишу монтажа ХОУ в сервисных центрах и на специализированных предприятиях — 60 % в прошлом году.

Если ульяновская рефрижераторная полуторка «Профи» еще только на этапе становления, то тиражи семейства Lada такого коммерческого исполнения растут. Сразу несколько специализированных предприятий взялись за переоборудование малолитражных «коммерсантов» в рефрижераторы. К уже примелькавшейся на улицах грузовой легковушке ВИС добавилась Lada Largus Prima, которую начал изготавливать завод «Промтех» из Нижнего Новгорода.

Статья в тему:  Что значит в холодильнике мышь повесилась

Это существенная прибавка к семейству малолитражных рефрижераторов с объемом холодильной камеры от 2 до 6 м 3 , начиная от обычного рефрижератора Lada Largus до серий Kub, Roof и Prima на базе Largus. В настоящее время сбыт упомянутых моделей уверенно растет.

«Промтех» использует на своих малолитражках холодильно-отопительные агрегаты производства России, Италии и Израиля, но к капризу клиента готов прислушаться.

Prima по объему грузового фургона из алюминиевых профилей, сэндвич-панелей из экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм и композитного материала толщиной 1,5 мм получилась 6‑кубовой. Для городской развозки такой внутренний объем в самый раз: в среднем за одну ходку по маршруту доставки малолитражка везет от 300 до 500 кг полезного груза, но по паспорту может брать и 750 кг.

Такой «каблучок» рефрижераторного исполнения получился у «Промтеха»: в работе шустрый, в обслуживании простой, в стоимости владения привлекательный даже для начинающего предпринимателя.

«Промтех» использует на своих фургонах агрегаты производства России, Италии и Израиля, которые рассчитаны на разные финансовые возможности потребителя. В тестовых версиях были ХОУ с оборудованием многих производителей (H-Thermo, Thermo King и др.), но пока остановились на упомянутой тройке стран-производителей. Российские установки Arctic от компании «Автохолод» подпадают под бюджетный вариант, итальянские Zanotti – более дорогие.

Холодильные установки Zanotti серии Zero, SFZ и UFZ предназначены для поддержания климатических условий при перевозке охлажденных и/или замороженных пищевых продуктов в изотермических фургонах автотранспортных средств объемом от 4 до 41 м 3 .

Израильские агрегаты Alex Original – «золотая середина» с привлекательным соотношением цены и качества. Они дороже российских, но выгоднее в стоимости итальянских и соответствуют запросам: производительное оборудование за счет хорошего компрессора, мощного испарителя и надежных фитингов быстро охлаждает фургон вплоть до –20 °С. Подкупает еще один фактор, о котором мало кто знает: Израиль все комплектующие с гарантированным высоким качеством поставляет к нам по средней цене, что потом формирует то самое приемлемое российскому потребителю соотношение стоимости и качества самого авторефрижератора. К тому же израильские агрегаты при обслуживании и ремонте в сервисных центрах и специализированных ремонтных мастерских дешевле других импортных аналогов.

Практически одновременно с выходом этого номера журнала из печати завод «ПСМА Рус» совместно с компанией «Кросси» запустил в тираж новую версию своего изотермического фургона Peugeot Partner с хорошо известным полностью электрическим холодильным агрегатом Carrier Neos 100. В зависимости от версии длины кузова (4380 и 4628 мм), материалов его теплоизоляции (обшивка с пенополиуретаном внутри или сэндвич-панели) и коэффициента теплопроводности, в первом случае создается температурный режим от –10 до +12 °С, а во втором — от –18 до +12 °С. Холодильник дополнительно оснащен стояночной секцией stand-by на 220 В.

Статья в тему:  Как связать мышку магнитик на холодильник крючком

Потолочный испаритель Carrier Neos 100 для 2,7‑кубового кузова в самый раз по мощности, и даже запас имеется, а вот конденсатор пришлось ставить на крышу.

АВТОНОМНОСТЬ ЕЩЕ БУДЕТ РУЛИТЬ

Все идет к тому, что в нынешнем году статистика монтируемых на машины ХОУ с автономным приводом пойдет вверх: ведущая российская компания розничной торговли X5 Retail Group заказала на 2021 год сразу 440 грузовиков с автономными холодильными агрегатами Carrier S. За последние два года это крупнейшая поставка агрегатов такого класса российскому рынку.

Рефрижераторы на базе среднетоннажных шасси DAF и Isuzu с автономными агрегатами S 750R уже отправляются заказчику. При этом, как рассказали «Автопарку» в компании «СИВ Трансхолод» — дистрибьюторе транспортного холодильного оборудования Carrier, при выполнении заказа учтены условия эксплуатации техники в разных климатических зонах.

Thermo-King B-100 представляет собой новый модельный ряд полностью электрических установок для легких грузовиков и автофургонов.

Если автономный рефрижератор S 750 с собственным дизельным двигателем и стояночным электромотором хорошо знаком и водителям, и механикам в регионах, то арктическое исполнение Nordic менее распространено. Редакция «Автопарка» решила более подробно узнать про северные версии ХОУ. Оказалось, что для эксплуатации в городах Салехард, Сургут и Тюмень готовятся 25 сцепок со сквозной загрузкой. Десять из них идут в специальной «арктической» версии S 850 Nordic, их выпуск запланирован на август.

«Арктическая» версия специально создана для России с ее низкими температурами. Главное отличие в том, что агрегаты в режиме обогрева в три раза мощнее по производительности. Согласитесь, арктические 10 600 Вт против 3360 Вт в обычной версии S 850 намного выигрышнее. Агрегат комплектуется обогревающими электрическими тэнами, работающими от стояночного модуля, и дополнительным теплообменником в корпусе испарителя, где антифриз из двигателя ХОУ отдает тепло в пространство фургона.

Правда, водителям и механикам, работающим в Якутске или Мурманске, наличие на машине еще одного двигателя радости в зимнее время не добавляет. Кто работал в тех регионах, тот поймет. Потому над версией Nordic разработчикам пришлось изрядно поработать, адаптируя ХОУ к критичным температурам Севера. За счет применения специальной системы управления свечами накаливания запуск на морозе стал легче и на добрую треть быстрее.

Появился электрический подогрев топливного фильтра, топливных магистралей, а сам двигатель холодильно-отопительного агрегата к зиме заправят специальными антифризом и маслом, не замерзающими даже при –50 °C. Также установку укомплектовали стояночным модулем для работы от электросети во время стоянок или подготовки фургона к работе.

Опыт эксплуатации Nordic в России уже есть: в компании «Монетка» 25 машин оснащены арктической версией ХОУ. Если бы имелись нарекания, то вряд ли поступили бы новые заказы на такое исполнение. Будем надеяться, что «холодильники для Арктики» из нынешней партии тоже поведут себя достойно. Правда, в условиях северных морозов что-то предвидеть очень сложно: испытания и накопленный опыт работы техники — это хорошо, но реальные условия эксплуатации в зоне критичных температур иногда непредсказуемы.

Статья в тему:  Как сделать магнитную доску на холодильник

Николай Архипов,
генеральный директор ООО «Промтех»

Легковые фургоны-рефрижераторы удобны своими габаритами, низкой стоимостью владения, быстрой окупаемостью и самой распространенной доступностью для вождения: достаточно иметь в водительском удостоверении категорию В — сел и поехал. Не нужно искать водителей с категорией С, которых сейчас дефицит. Для освоения ухода и эксплуатации холодильного агрегата достаточно одного часа: механик за это время расскажет, покажет и примет зачет. Проверено на практике. В нашем парке есть автомобиль Prima с семикубовым кузовом из самых первых, изготовленных на базе Largus. Рефрижератор эксплуатируется с февраля 2021‑го, ездит по всей России, нареканий на ходовую, мотор и само холодильное оборудование нет. Самая дальняя поездка была из Нижнего Новгорода в Казахстан с грузом под полтонны. Водитель доволен, механик тоже: рефрижератор комфортен, легок в управлении и не досаждает поломками. Есть еще один плюс — экономичен, средний расход девять литров на сотку.

Павел Сыван,
менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «СИВ Трансхолод»

Сразу интересуйтесь стоимостью владения агрегата. Не лишним будет затребовать карту сервисных центров. Если они в стороне или далеко от маршрутов следования ваших рефрижераторов, то лучше все-таки поискать другого дилера и производителя с более разветвленной сетью ремонта и обслуживания такого оборудования, в т. ч. с наличием передвижных мобильных бригад. Если такой центр предлагает сервисный контракт, с таким поставщиком работайте. Не забывайте нужные атрибуты: каким бы надежным и продуктивным ни был агрегат, а недорогая шторка на дверной проем фургона поможет сберечь температуру в момент погрузки или частых выгрузок по маршруту следования. И еще не забывайте про регистраторы температурных данных, датчики открывания дверей, телематические системы для мониторинга груза и показателей работы холодильного агрегата: мелочей в перевозке бывает.

Авторефрижератор: устройство, принцип работы и сферы применения

Ещё в середине 1800-х годов люди и компании отчаянно пытались найти наиболее эффективный способ перевозки скоропортящихся товаров. На протяжении многих лет поезда были единственным вариантом транспортировки таких грузов.

Первый в истории грузовик-рефрижератор появился в 1938 году, когда американец Фредерик Маккинли Джонс изобрёл портативное устройство воздушного охлаждения для использования на грузовых автомобилях. В 1940 году он получил патент, нашёл делового партнера, а уже в 1949 построил компанию с многомиллионным оборотом. Изобретение Джонсом портативного холодильного агрегата имело большое значение во время Второй мировой войны. Это позволяло доставлять различные скоропортящиеся товары в военные госпитали и на фронт.

Статья в тему:  Можно ли хранить семенной картофель в холодильнике

И всё же современный рефрижератор — что это, какие они бывают и для чего используются. Давайте исследуем мир авторефрижераторов, узнаем как они работают и почему они так важны.

Что такое авторефрижераторы?

Рефрижераторы — это грузовики или прицепы (полуприцепы) с уникальной конструкцией, предназначенные для перевозки скоропортящихся товаров, таких как фрукты, овощи, морепродукты, мясо и т. д.

По факту, рефы внешне похожи на стандартные грузовые автомобили, но устройство авторефрижератора имеет несколько важных отличий:

  • Состоит из трёх элементов: адаптированное под крепление панели собственное шасси и полуприцеп или кузов-фургон с холодильным агрегатом.
  • Стены, потолок и полы обшиваются металлом (алюминий и нержавейка) или стекловолокном.
  • Изоляторами служат пенополиуретан и алюминиевая фольга с прослойками воздуха. Это не только улучшает изоляцию, но и предотвращает поглощение запахов продукта полом и стенами.

Где используются

Может показаться неожиданным, но «скоропортящиеся товары» — это очень широкое понятие, включающее в себя не только свежие фрукты, овощи, мясо, замороженные и молочные продукты. Сегодняшние холодильные системы для грузовиков и прицепов также поддерживают идеальные температуры, влажность других ценных грузов, чтобы они благополучно прибыли в конечный пункт назначения.

Под влиянием нормативных требований и экономических соображений холодовая цепь расширилась. Теперь среди прочего, что перевозят в рефрижераторах, климат-контроля требуют:

  • Фармацевтика. Часто используемые лекарства, такие как инсулин и вакцина против сезонного гриппа, должны транспортироваться и храниться при правильной температуре.
  • Дорогие табачные изделия требуют строго контролируемого уровня температуры для сохранения свежести и качества.
  • Изобразительное искусство и антиквариат. Климат-контроль жизненно важен при транспортировке предметов искусства, антиквариата, коллекционных автомобилей и других ценных предметов. Эти предметы часто перемещаются на большие расстояния в контролируемом климате.
  • Товары личной гигиены. Косметика, парфюмерия и другие товары личной гигиены должны быть защищены от возможности порчи во время транспортировки с завода на склад и обратно. Губная помада, например, может легко растаять, если не поддерживать надлежащую температуру.
  • Химия и инженерные материалы. Контроль климата помогает снизить вероятность химической реакции, которая может привести к пожару / взрыву или повлиять на качество груза.

Хотя грузовики-рефрижераторы часто используются для поддержания более низких температур, они также могут нагревать воздух внутри кузова. Зимой грузоотправители используют рефы для защиты термочувствительных продуктов от замерзания.

Классификация рефрижераторов

Специальное оборудование, используемое для перевозки скоропортящихся грузов, должно соответствовать надлежащим стандартам изоляции и охлаждения, определёнными европейскими правилами, сформулированными в соглашении ATP. В соглашении указывается следующее:

  • Устанавливаются стандарты для транспортных средств с регулируемой температурой, таких как автотранспорт, железнодорожные вагоны и морские контейнеры.
  • Перечисляются продукты питания, которые будут перевозиться, и устанавливает наиболее высокие допустимые температуры для типов грузов.
  • Определяются тесты, которые необходимо провести на таком оборудовании, чтобы убедиться, что оно соответствует требуемым стандартам. Стандарты распространяются на кузовные и холодильные агрегаты.
  • Обеспечивается система сертификации оборудования, соответствующего стандартам.
  • Требуется, чтобы все договаривающиеся стороны признавали сертификаты, выданные в соответствии с соглашением компетентными органами.
Статья в тему:  Бифиформ бэби как давать из холодильника

По этим нормам принято выделять следующие типы рефрижераторов, разделяющиеся по классам в зависимости от поддерживаемого температурного режима:

  • А — диапазон: от +12 °C до 0 °C;
  • В — диапазон: от +12 °C до -10 °C;
  • С — диапазон: от +12 °C до -20 °C;
  • D — диапазон: ≤ +2 °C;
  • E — диапазон: ≤ -10 °C;
  • F — диапазон: ≤ -20 °C.

Многие виды рефрижераторов, полуприцепов или прицепов, предназначенных для перевозки скоропортящихся продуктов, имеют типовое одобрение в соответствии с необходимыми стандартами и сертификаты:

  • FRC;
  • FRB;
  • FRA;
  • FNA.

Такая маркировка соответствует рефам, относящихся к классам с усиленной изоляцией кузова C, B, A, а также к нормоизолированным грузовикам-рефрижераторам класса А. Срок действия сертификата — 6 лет. По истечении шести лет сертификацию можно продлить ещё на 3 года, пройдя эксплуатационный тест на утверждённой испытательной станции ATP.

Виды транспортных средств с регулируемой температурой

Транспортировку скоропортящихся грузов регулируют не только европейские соглашения, но санитарные правила, которые требуют чистоты закрытого кузова, соблюдения температурного режима, определяя тем самым, какие бывают рефрижераторы:

  • Изотермическое АТС — ТС на адаптированном автомобильном шасси, где термоизолирующие стенки кузова ограничивают теплообмен между внутренней и наружной поверхностью в двух вариантах: коэффициент теплоотдачи до 0,7 Вт/(м2 • °С) или выше 0,4 Вт/(м2 • °С).
  • Ледник — ТС, где источником холода могут быть эвтектические плиты, лёд, как естественный, так и сухой, сжиженные газы. Главное условие, что в кузове должна понижаться температура и удерживаться на заданном уровне, даже если за борном +30 °С.
  • Рефрижератор — ТС, которое имеет собственную холодильную установку, которая может понижать и поддерживать заданную температуру, когда снаружи + 30 °С.
  • Отапливаемое АТС — ТС, здесь внутри кузова установлено оборудование, задача которого поднять температуру до нужного уровня и удержать её заданный промежуток времени.
  • Цистерна — в таком рефе с термоизолированными стенками перевозят продукты, такие как молоко, му и т. д., которые незатарены.
  • Грузовики-рефрижераторы секционные — автомобили, разделённые на секции, в которых может поддерживаться разный температурный режим.
  • Тушевоз — грузовики, прицепы или полуприцепы с усиленным каркасом, на потолке которых расположены крюки для подвешивания туш. При этом общий вес груза не может составлять 2/3 от грузоподъёмности транспортного средства.
  • Рефы для цветов — машины, в которых расположены специальные полки — тролли, на которых перевозят цветы и растения в горшках.

Конструкция рефрижераторной установки

Авторефрижераторы на самом деле предназначены не столько для охлаждения продукта, сколько для поддержания его определённой температуры. Основные элементы конструкции:

  • Компрессор. Прикрепленный к двигателю и приводимый в действие ременной системой грузовика, компрессор воздействует на газообразный хладагент системы, сжимая его и отправляя в конденсатор.
  • Конденсатор. Расположенный на рефрижераторном прицепе, конденсатор принимает концентрированный газообразный хладагент и преобразует его в жидкость. Это происходит, когда хладагент проходит через маленькие извилистые трубки (змеевик испарителя), через которые он попадает в воздух внутри кузова. Высокая удельная поверхность этих небольших трубок обеспечивает максимальное охлаждение. Когда хладагент нагревается, он снова становится газообразным и в конечном итоге возвращается в компрессор, чтобы перезапустить процесс.
  • Изоляция. Вся технология охлаждения была бы бесполезна, если бы у грузовика не было достаточной изоляции. Весь кузов обычно имеет однородный слой пенополиуретана, который обеспечивает барьер между внутренним помещением с регулируемой температурой и теплом и влагой снаружи.

Процесс охлаждения на самом деле заключается не в добавлении холодного воздуха, а в отводе образовавшегося тепла.

Рефы вышеописанного типа «тепло-холод» могут использоваться круглый год, ведь они могут как понижать температуру внутри кузова, так и поддерживать её на заданном уровне. В таком оборудовании используется датчик давления, который устанавливается с цепью управления компрессором. А вот в установке «холод» датчик подключен к блоку управления, что позволяет сохранять низкую температуру в кузове даже при погрузо-разгрузочных работах.

Статья в тему:  Почему белеет шоколад в холодильнике

Самая распространённая отделка кузова рефрижератора — монолитные сэндвич-панели толщиной 4-8 см, поскольку обладают очень низким коэффициентом теплопроводимости, устойчивы к воздействию плесени и гниению.

А вот каркасный термокузов считается менее эффективным и неэкономичным вариантом рефа, потому что внутри такой термобудки сложно поддерживать низкую температуру, а неизбежно образующийся конденсат приводит к коррозии металлических деталей.

Большая часть авторефрижераторов — это фургоны, которые могут быть установлены на любой грузовой автомобиль, включая Газель. Установка холодильного оборудования позволит транспортировать скоропортящиеся продукты, повысит универсальность машины, позволит расширить ассортиментную линейку перевозимых грузов.

Для малого бизнеса и семейных дел: все легкие фургоны российского рынка

Выбору новых легковых автомобилей для себя и семьи посвящено немало материалов. Сегодня же мы выясним, какие варианты остались на рынке для тех, кто ищет легкий развозной «каблучок» для малого бизнеса – а попутно вспомним и об их грузопассажирских версиях. И в этом сегменте, как выясняется, есть и весьма экзотические варианты.

  • Цена коммерческой версии: от 560 900 рублей
  • Цена пассажирской версии: от 590 900 рублей

Т е, кто формирует продуктовую линейку на вазовском предприятии, явно недаром едят свой хлеб: как и в случае с выбором дешевой семиместной машины, выясняется, что безальтернативно дешевое предложение в сегменте есть только у Lada. Технически фургон Largus, разумеется, идентичен обычному универсалу: здесь тот же МакФерсон спереди и полузависимая балка сзади (которой отчасти и ограничена максимальная грузоподъемность) и те же вазовские моторы – восьмиклапанный 11189 и 16-клапанный 21129. Первый выдает 87 л.с., а второй – 106, оба сочетаются исключительно с пятиступенчатой механикой (причем второй с этого года – не только с французской JR5, но и с вазовской 21809) и официально переваривают 92-й бензин.

Статья в тему:  Как выбрать холодильник бош отзывы

Lada Largus Фургон (FS0) ‘07.2012–н.в.

Фургон на базе Largus имеет один вариант колесной базы – стандартные 2 905 мм, а объем грузового отсека составляет чуть больше 2,5 кубометров: 2 540 литров. Грузоподъемность машины несложно посчитать, исходя из заявленных показателей снаряженной и допустимой максимальной массы, которые составляют 1 275 и 2 000 килограммов соответственно. Однако почти все владельцы отмечают, что 725 кг – далеко не их личный рекорд.

Однако, говоря о грузоподъемности и объеме кузова, стоит отметить, что на официальном сайте Lada есть и раздел спецавтомобилей на базе Largus – там, в частности, имеется модификация от компании Промтех с увеличенным до 3,8 куба объемом багажного отсека, а также три варианта «расширенного» рефрижератора. Правда, снаряженная масса такой машины, по данным производителя, составляет от 1 260 до 1 530 кг, а вот допустимая максимальная – все те же 2 000, что означает возможную потерю в грузоподъемности (но мы же помним, да). Кроме того, в качестве двигателя указан К4М от Renault, что не совсем понятно, учитывая, что на заводе Largus уже давно оснащается только вазовскими моторами.

Цены на свои спецавтомобили Промтех не указывает, а вот стоимость стандартного фургона Largus – не секрет. Базовый ценник составляет 561 тысячу рублей: это будет автомобиль с обязательными водительской подушкой безопасности и ABS, но без кондиционера, аудиосистемы, подогрева сидений, гидроусилителя и даже центрального замка. Получить ГУР можно за 15 тысяч в следующей комплектации, за 618 тысяч в машине уже будут кондиционер, стеклоподъемники и подогрев сидений, а в топовой версии Comfort за 636 тысяч появляются пассажирская подушка безопасности и противотуманные фары. Кроме того, за 656 тысяч можно получить машину в той же топовой версии, но с 16-клапанным 106-сильным мотором.

Ну а о пассажирских версиях Largus мы уже рассказывали неоднократно, но вкратце повторимся. Здесь на выбор предлагаются пятиместная и семиместная версии по цене от 591 до 712 и от 667 до 736 тысяч рублей соответственно. Объем багажника – 560 литров у пятиместной версии и 135 у семиместной, а список оборудования, разумеется, пошире, чем у фургона: здесь можно получить иную отделку интерьера, задние парктроники, кожаный руль и задние электростеклоподъемники (ввиду наличия стекол).

  • Цена коммерческой версии: от 909 000 рублей
  • Цена пассажирской версии: от 905 000 рублей

Преемник Ларгуса под именем Renault Dokker продается у нас с еще конца 2017 года. Общность платформы означает идентичные схемы подвесок – но вот моторы у Renault уже свои, «реношные». Бензиновый 1,6-литровый К7М выдает здесь 82 л.с., а для кого-то плюсом станет возможность выбрать знакомый 1,5-литровый дизель К9К на 90 сил. Однако коробка передач – как и у Largus, исключительно пятиступенчатая механическая.

Статья в тему:  Как сделать магнитную доску на холодильник

Несмотря на меньшую колесную базу, чем у Largus – 2 810 мм против 2 905 – и меньшую габаритную длину, Dokker имеет больший объем грузового отсека за счет выигрыша в ширине и высоте: с установленным пассажирским сиденьем это 3,3 м³, а если его снять, можно получить 3,9 куба. Кстати, Dokker в любом исполнении имеет не только задние распашные створки, но и сдвижную боковую дверь – для кого-то то может оказаться важным. Грузоподъемность заявлена на уровне 750 кг (600 кг для версии Access), хотя если вычесть из допустимой максимальной массы снаряженную, получится менее оптимистичная цифра в 675 кг.

Стоимость Dokker ощутимо отличается от Largus: за базовый фургон с усилителем руля и водительской подушкой безопасности придется отдать 909 тысяч рублей. Кстати, на бензиновые версии устанавливается гидроусилитель руля, а на дизельные – ЭГУР, и кроме того, дизельным машинам ESP с системой помощи при трогании на подъеме положены по умолчанию, а для бензиновых машин ESP даже в топовых версиях нужно докупать за 12 тысяч рублей. Чтобы получить бортовой компьютер, электростеклоподъемники, заслонку рециркуляции воздуха в салоне и регулировку водительского сиденья и руля по высоте и вылету, а также грузоподъемность в 750 кг, нужно заплатить 969 тысяч за версию Business с бензиновым мотором или 1 089 000 за дизельный фургон. Однако даже в этом случае пассажирская подушка безопасности, кондиционер, аудиосистема, обогрев сидений, электрозеркала, парктроники и многое другое, включая даже крышку перчаточного ящика, остается в списке отдельных платных опций.

Renault Dokker Van ‘2016–н.в.

Грузопассажирские версии Dokker сравнимы по цене: за базовую версию Access просят 905 тысяч рублей – но здесь пассажирский эйрбег включен в базовое исполнение, хотя в остальном список такой же пустой, как у фургона. Борткомпьютер, рециркуляция, электростеклоподъемники, круиз-контроль и некоторые другие опции появляются в исполнении Life за 960 тысяч, а кондиционер с салонным фильтром, электрозеркала и противотуманные фары появляются только в комплектации Drive за миллион с небольшим. В двух последних версиях за доплату в 110 тысяч можно получить дизельный мотор, а вот обогрев сидений, аудиосистема и парктроники в любом случае остаются доступны лишь за отдельную плату.

  • Цена коммерческой версии: от 1 089 000 рублей
  • Цена пассажирской версии: от 1 189 000 рублей

Fiat Doblo – один из ветеранов рынка, имеющий, впрочем, весьма умеренные продажи. С технической точки зрения он отличается от двух предыдущих вариантов прежде всего задней подвеской: в прошлом поколении здесь была однолистовая рессора, а теперь – независимая многорычажка, благодаря которой итальянцы хвастаются «лучшей управляемостью в классе». Спор о том, что важнее в этом классе – управляемость или простота вкупе с надежностью и грузоподъемностью, оставим в стороне. Тем более что заявленная грузоподъемность у Doblo очень «нестабильная»: на сайте это 750 кг, включая водителя, в официальной брошюре – 900 кг, включая водителя, а в прайс-листе – от 500 до 610 кг в зависимости от колесной базы. Такие «флуктуации», очевидно, кроются в различиях версий: согласно ОТТС, для каждого из двух вариантов колесной базы есть шесть вариаций по общей массе, грузоподъемность которых плавно колеблется от 600 с небольшим для «короткой» машины до тех самых «900, включая водителя» для удлиненной.

Статья в тему:  Нужно ли планшет выключать холодильник lg

Fiat Doblò Cargo (263) ‘2015–н.в.

Под капотом у автомобиля может быть два бензиновых мотора одинакового объема в 1,4 литра: 95-сильный атмосферник или 120-сильный турбоагрегат, причем с первым сочетается пятиступенчатая механика, а со вторым – шестиступенчатая. Оба двигателя питаются 95-м бензином, но более мощный турбированный вариант доступен только для грузопассажирской версии Combi.

Как мы уже поняли, еще одно важное отличие Doblo от двух предыдущих вариантов – возможность при сравнимой с Dokker цене заказать автомобиль с удлиненной колесной базой. Стандартный вариант – это 4,4 метра длины и 2 755 мм колесной базы, а удлиненный – 4 756 и 3 105 мм соответственно. С точки зрения грузового объема это дает заметный выигрыш: вместо 3,4-3,8 м³ можно получить 4,2-4,6 в зависимости от положения пассажирского сиденья. Ну а колебания заявленной грузоподъемности мы уже описали выше.

Какой автохолодильник лучше купить в машину?

Весенний сезон для автовладельцев – это не только техническая подготовка машины к лету, но и хороший повод вспомнить есть ли в машине автохолодильник. Ведь отсутствие в жару возможности глотнуть прохладительные напитки, или пришедшие в негодность за несколько часов путешествия продукты способны на долгое время испортить настроение от поездки.

Мы расскажем о том, какие бывают автомобильные холодильники: особенности их устройства, функциональные возможности, эксплуатационные характеристики, достоинства и недостатки каждого вида.

Рекомендуем обязательно посмотреть видео-обзор популярных моделей автохолодильников, который находится в конце этой статьи.

Ещё вы узнаете, как правильно выбирать автомобильный холодильник исходя из потребностей владельца авто и / или его семьи и вместимости самой машины; а также, какие производители автохолодильников хорошо зарекомендовали себя на рынке. Ответы на эти вопросы помогут в выборе и покупке автомобильного холодильника.

5 критериев выбора автомобильного холодильника

При выборе автомобильного холодильника (как, впрочем, и для любого бытового товара), нужно, прежде всего, понять, для чего именно он вам необходим.

  1. Если автомобиль предназначен в основном для деловых поездок одного-двух человек, возможно, будет достаточно небольшой сумки-холодильника ёмкостью 3–6 литров для прохладительных напитков и нескольких сэндвичей.
  2. Если же предстоит периодически перевозить запас скоропортящихся продуктов для большой семьи (либо компании охотников или любителей рыбалки) на дальнее расстояние, то и компрессорный холодильник ёмкостью 50 литров может оказаться недостаточным.
  3. Важным критерием для выбора является требование к времени поддержания температуры в заданном диапазоне. Иными словами необходимо понять среднюю продолжительность ваших поездок, и в зависимости от этого выбрать нужный тип автохолодильника.
  4. Также очень важно учитывать температурный режим работы холодильника: достаточно ли будет поддерживать температуру не выше +5. +7 о С, либо же потребуется заморозка продуктов до -18 о С.
  5. Кроме того, не последнюю роль играет и объём багажника автомобиля, который может ограничивать выбор автохолодильника по другим параметрам.
Статья в тему:  Что значит в холодильнике мышь повесилась

Иногда критерии выбора входят в противоречие, которое решается довольно просто: можно купить два, а иногда и три различных типа автомобильных холодильников. Такое решение уже давно пользуется популярностью за рубежом.

Виды и особенности устройства автохолодильников

В зависимости от устройства, принято делить автомобильные холодильники на следующие четыре типа:

  1. Сумки-холодильники;
  2. Термоэлектрические;
  3. Компрессионные (компрессорные);
  4. Абсорбционные.

Ниже мы подробно рассмотрим каждый из этих типов, и расскажем об их достоинствах и недостатках.

Сумки-холодильники и термобоксы

Сумки-холодильники – самый простой в техническом отношении вид переносного холодильника, предназначенный для сохранения температурного режима в течение определенного времени. Обычно сумка изготавливается из двух слоев плотной синтетической ткани, между которыми расположен термоизоляционный материал.

Разновидность сумки-холодильника – термобокс (термоконтейнер). Он представляет собой изотермический контейнер с двойными пластиковыми стенками и термоизоляционным материалом между ними.

Поскольку сумки и термобоксы предназначены исключительно для минимизации температурных изменений, то закладывать продукты в них следует предварительно охлаждёнными (замороженными, если возможно).

Эффективность хранения продуктов в сумке-холодильнике – до 12 часов (зависит от температуры окружающей среды и степени предварительного охлаждения продуктов), а в термобоксе – до суток.

Дело в том, что в термоконтейнер можно закладывать в дополнительные отсеки специальные замороженные брикеты солевого раствора, которые продлевают время хранения при пониженной температуре.

Следует отметить, что как сумки, так и изотермические контейнеры способны сохранять не только пониженную, но и повышенную температуру. В этом случае термобрикеты, погружаемые внутрь, предварительно разогревают.

К достоинствам сумок и термобоксов следует отнести:

  1. Простоту устройства и эксплуатации (нет необходимости подключения к дополнительному оборудованию);
  2. Устойчивость к вибрациям и ударным нагрузкам при езде по плохим дорогам;
  3. Невысокую стоимость.

Из недостатков необходимо отметить:

  • ограниченное время поддержания требуемого температурного режима;
  • отсутствие возможности генерировать низкотемпературную среду (либо среду с повышенной температурой в случае необходимости сохранять тепло).

Термоэлектрические автохолодильники

Это, пожалуй, самый популярный среди автомобилистов вид автохолодильников. Их принцип действия основан на эффекте Пельтье – изменении температуры в проводящем слое, расположенном между двумя полупроводниками с разными характеристиками, под воздействием электрического тока.

Статья в тему:  Как связать мышку магнитик на холодильник крючком

Упрощённо схема работы термоэлемента выглядит так, что одна его поверхность (та, что нагревается) «забирает» тепловую энергию у другой (той, что охлаждается). Если при этом ещё и принудительно отводить тепло от нагревающейся поверхности, процесс охлаждения другой поверхности будет происходить быстрее.

Этот принцип широко используется в термоэлектрических автохолодильниках, одна из поверхностей которых оборудуется вентилятором. Сам холодильник выполнен в виде пластикового контейнера с питанием от прикуривателя.

К их достоинствам следует отнести возможность поддержания температурного режима длительное время: более суток. При этом если дополнительно используются замороженные солевые брикеты, температура поддерживается и при отключенном питании.

Такие автохолодильники хорошо переносят вибрации и наклонное положение при движении машины по неровностям. Кроме того они не содержат хладагентов и, значит, экологически безопасны.

Основные недостатки термоэлектрических автохолодильников:

  • низкая производительность: термоэлементы успевают только поддерживать температуру, поэтому продукты необходимо, как и в сумки, закладывать предварительно охлажденными;
  • следствие низкой производительности – ограниченный объём контейнера (до 50 литров).

Компрессионные (компрессорные) автохолодильники

Принцип действия хорошо всем известного компрессионного холодильника достаточно прост: в его системе циркулирует жидкий хладагент (фреон), который при резком снижении давления начинает кипеть (охлаждаясь до -23 о С и поглощая тепло), а при высоком давлении – конденсируется в жидкость, отдавая тепло в окружающую среду. Первый цикл происходит в испарителе, а второй в конденсаторе.

Чтобы процесс был непрерывный, пары фреона засасывает, сжимает и подаёт в конденсатор механический компрессор. А для того, чтобы сохранять разность давлений в испарителе и конденсаторе, между ними устанавливается регулировочный вентиль.

Эффективность компрессионного холодильника с точки зрения создания и поддержания температурного режима чрезвычайно высока: он может обеспечить заморозку продуктов до температуры -18 о С.

Главные же недостатки этого типа автохолодильников, серьёзно ограничивающие их распространение:

  • сложная конструкция, предусматривающая возможность работы в условиях вибраций, ударных воздействий и наклонов, а также недопущения утечки хладагента;
  • как следствие – высокая стоимость этого вида автомобильных холодильников.

Абсорбционные автохолодильники

Принцип работы абсорбционного холодильника такой же, как и компрессионного. Только роль компрессора в нём выполняет так называемый тепловой насос: совокупность ёмкостей с находящимися в них хладагентом (аммиаком) и другим газом (водородом).

Непрерывный цикл охлаждения обеспечивается при нагревании водного раствора аммиака. Подогрев может осуществляться как от электросети (от прикуривателя автомобиля 12В или розетки бытовой сети 220В), так и автономно – от небольшого газового баллона.

Дополнительное преимущество абсорбционного автохолодильника перед компрессионным – отсутствие движущихся механических частей.

А вот наклоны при работе такого типа холодильников практически недопустимы и по этой причине они используются в основном на больших грузовых машинах дальнего следования, эксплуатирующихся на дорогах с хорошим покрытием.

Статья в тему:  Можно ли хранить семенной картофель в холодильнике

Автохолодильник своими руками

Покупка – не единственный способ стать обладателем автомобильного холодильника. Простота конструкции переносных контейнеров привлекает многих любителей изготовления бытовых предметов своими руками.

Выбор современных термоизоляционных материалов достаточно большой: от пенопластовых блоков до рулонных материалов с металлизированной подложкой из фольги.

  • В качестве внешней оболочки контейнера используют либо готовые ящики, либо собранные из подручных материалов и мебельной фурнитуры точно по размеру определённого места в багажнике.
  • Для внутренней части контейнера обычно используют пластиковые лотки (для детских игрушек или продуктов), а лишние пустоты между внешней и внутренней оболочками заполняют строительной пеной.

Запчасти для термоэлектрического автохолодильника (элемент Пельтье) можно не только купить, но и найти в отслужившей своё компьютерной технике. Такие элементы вместе с готовыми радиаторами используются для охлаждения процессоров. В этом случае необходимо использовать несколько элементов (их количество зависит от объёма самодельного холодильника).

Качественно сделанные своими руками автохолодильники не только экономят средства и доставляют моральное удовлетворение, но и позволяют точно поместить устройство на нужное место в машине.

Какой автохолодильник выбрать лучше?

Если предпочтение отдаётся приобретению готового автохолодильника, то после определения основных критериев покупки (объём, продолжительность поездок, свободное место внутри автомобиля) и выбора типа холодильника обычно изучают отзывы покупателей об опыте, с которым связана продажа и эксплуатация товаров с аналогичными параметрами.

Наиболее известными производителями автомобильных холодильников являются:

  • WAECO – немецкая компания, основанная более 30 лет назад. Пользуется заслуженным авторитетом как за высокое качество своей продукции и широкий ассортимент автохолодильников различных видов, так и справедливый с точки зрения качества уровень цен. В 2007 году приобретена компанией DOMETIC и иногда выпускает продукцию с двойным наименованием: Waeco Dometic.
  • DOMETIC – мировой лидер мобильного холодильного оборудования (ребрендинг знаменитой Electrolux). У продукции этой фирмы лишь один недостаток – высокая цена.
  • Ezetil – ещё один немецкий бренд, выпускающий качественную продукцию по приемлемой цене (исключение – холодильники абсорбционного типа).
  • Camping World – российский бренд, выпускающий холодильники из безопасного пищевого пластика. Низкая стоимость товаров достигается за счёт использования китайских комплектующих и китайской сборки. Последнее является скорее недостатком холодильников.

И напоследок предлагаем посмотреть видео с обзорами наиболее популярных моделей автомобильных холодильников на отечественном рынке.

Видео-обзор популярных автохолодильников

Лёгкий бриз капитализма, или история автомобильных холодильников в СССР.

К началу 70-х годов, в связи с массовой автомобилизацией населения и логичным расцветом автотуризма, советская промышленность начала запускать в производство бытовую технику, предназначенную для улучшение комфорта путешествующих в дальних поездках. По проверенному принципу за основу брался хороший импортный образец, который затем подгонялся под советские нормали и особенности местного производства. Головным отраслевым министерством по вопросу освоения автомобильных холодильников было назначено Минлегпищемаш Украинской ССР, где их и производили последующие 30 лет, вплоть до распада Советского союза.

Статья в тему:  Бифиформ бэби как давать из холодильника

Сначала немного теории.
Принцип работы термоэлектрического автомобильного холодильника, работающего от штатной розетки прикуривателя, основан на эффекте Пельтье — переносе энергии от одного проводника к другому при прохождении через них электрического тока. Проще говоря, внутри такого холодильника есть батарея из двух проводников. При подаче тока тепло переходит от одного из них (того, что ближе к внутренней стенке холодильника) к другому — наружному. Таким образом тепло отводится из холодильного отсека наружу.
Самое интересное, что эффект Пельтье работает и в обратном направлении. Если изменить полярность, т. е. направление прохождения тока, нагреваться начнёт уже внутренний элемент, а охлаждаться — наружный, и холодильник превратится в печку.

По укоренившейся практике глобального дефицита свободно доступный в наше время девайс в советское время выпускался небольшими сериями, и добыть его было большой удачей. Но при наличии в машине такого “чуда техники” дорога на юг, с мороженым для детей и холодными напитками на вечер для родителей, по комфорту переходила на новый уровень и приобретала все признаки “забугорного” путешествия.
В основном советские производители выпускали примитивные модели, простонародно втыкаемые в прикуриватель, но существовали и более экзотические агрегаты.

Первоначальные варианты в виде прямоугольного ящика могли быть 2 размеров, для легковушек это
Холодильник автомобильный термоэлектрический “ХАТЕ-12М” Вес — 6 кг., объём камеры 12 литров.
Достаточно дорогой по тем временам прибор ( 45 р. 00 коп.) был рассчитан на долгий срок эксплуатации: Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Внути помещались съёмные полки с отверстиями для пары бутылок.
Согласно инструкции: “Термоэлектрические холодильники типа ХАТЭ предназначены для охлаждения и кратковременного (не более 48 ч) хранения пищевых продуктов во время движения автомобиля, на стоянках в зонах отдыха и других местах. ХАТЭ-12 рассчитан на работу от сети автомобильного аккумулятора напряжением 12 вольт (постоянного тока). В местах стоянок холодильник его можно подключать к сети переменного тока напряжением 220 В или 127 В через выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, который есть у многих автолюбителей.” То есть ничего лишнего в комплект не входило.
Зато мягкая пластиковая ручка для переноски, установленная в крышку, при застёгивании в корпус могла запираться ключами на 2 металлических замка, как на чемоданах. В наше время такая мера безопастности выглядит парадоксально, но мало кто знает, что даже бытовые холодильники “ЗИЛ” до 70-х годов имели личинку с ключом на ручке открывания, дабы присечь возможность воровство продуктов соседями по коммунальной квартире. Кухни же были общими…

Версия для грузовых машин “ХАТЭ-24 У4” была рассчитана на работу от бортовой сети 24 В.
Это значительно более прочное изделие, с корпусом из листовой стали и покрытием искусственной кожей черного цвета. Внутренняя чаша корпуса была сделана из пищевого алюминия. Теплоизоляция — формованный пенополистирол. Крышка холодильника служила стильным подлокотником, при установке между сиденьями водителя и пассажира в кабине.
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 70-е годы, цена — 60 р. 00 коп.

Статья в тему:  Холодильник леран кто производитель

Более широкий фунционал предлагали следующие модели, выпуск которых был начат уже в 80-х годах.

Холодильник автомобильный “Холодок” и ХТЭП-13,8ПР
Опять обратимся к инструкции: “Холодильник имеет три режима работы: основной, вспомогательный и нагрева. При основном режиме работы разность температур окружающей среды и в холодильной камере 26°С, при температуре окружающей среды 32 °С. Вспомогательный режим работы рекомендуется использовать с целью уменьшения потребляемой мощности, а также для эксплуатации холодильника при окружающей температуре воздуха 25°С и ниже во избежание замораживания продуктов. В камере установлен датчик температуры. При достижении в режиме нагрева максимальной температуры 70°С холодильник отключается. Внутри имеются дополнительные рамки для фиксации вертикально 3 стандартных бутылок.
В отличие от зарубежных термоэлектрических холодильников температура внутри холодильной камеры описываемых холодильников ниже в среднем на 5 °С, а средняя потребляемая мощность — на 10%.”
Переключение с режима охлаждения на режим нагрева было предельно простым — штекер провода вынимался и поворачивался на 180*. А при условии нагрева холодильник становился практически духовым шкафом, удобным для разогрева пищи или напитков (без кипячения). Как в анекдоте: чукча в холодильнике греться будет…
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 80-е годы, цена — 70 р. 00 коп.

Несколько моделей малого размера были разработаны под конкретные марки советских автомобилей.

Холодильник автомобильный “Кроха”
Разработан персонализировано для для ВАЗ-2101, 2102. Устанавливался под панель приборов, перед ручкой КПП, и в соответсвии с названием не отличался большим объёмом, позволяя разместить несколько бутылок “Буратино” или пива (для употребления на стоянке) . Но был очень функционален и зрительно улучшал практически спартанский интерьер ранних Жигулей.
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 1988 год, цена — 45 р. 00 коп.

Отдельной темы заслуживает модель автохолодильника, работающая вообще без электричества.

Это уникальный холодильник “Снежинка”, выпущенный небольшой экспериментальной партией. Даже инструкция по установке представляла собой не привычный типографский буклет, а несколько листов “отремленных” чертежей — копий заводской документации.
По инструкции — “Предназначен для кратковременного хранения продуктов в дороге. Представляет алюминиевую камеру с термоизоляцией из полистирола, обтянутой чехлом из полихлорвиниловой цветной пленки. Емкость рабочей камеры 8 л. Холодильник подключается к двигателю параллельно с карбюратором. Благодаря разряжению, создаваемому двигателем, в холодильную систему засасывается атмосферный воздух и бензин из бензобака. Эффект охлаждения получается за счет испарения бензина под вакуумом в каналах камеры-испарителя. Холодильник не связан с аккумулятором и не оказывает, отрицательного влияния на двигатель, не требует дополнительного расхода бензина. Понижение температуры до установленного режима происходит в течение 40 — 60 мин. Холодильник может функционировать на любых режимах работы двигателя и на холостом ходу. Устанавливается на автомобили “Волга” ГАЗ-21 и “Москвич 408”.
Судя по схеме монтировался он не привычно спереди, под торпедой, а на задней полке, поближе к бензобаку.
Производитель — завод “Автогенмаш” г. Одесса 1971 г., цена — 85 р. 00 коп.

Статья в тему:  Как связать мышку магнитик на холодильник крючком

Ну и на последок самый малотиражный представитель данного семейства автомобильных аксессуаров. Мне удалось найти только описание и пару фотографий. Буду рад получить дополнительную информацию от уважаемых читателей, кому удалось столкнуться в реальной жизни с этим прибором. Но лично я с таким названием загрузить что-либо в свою машину просто не рискнул…
Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп».
Разработчик — Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, ёмкость 4 литра.
Производитель — Днепропетровский завод “Электробытприбор”. 1970 год., цена не известна.

Наступление эпохи перестройки внесло свежую струю в технические возможности украинских предприятий.

Завод “Электроприбор”, создав совместное предприятие с известной французской фирмы Campingaz, провёл, как сейчас выражаются, ребрендинг своей удачной модели “Холодок” и вышел на международнй рынок
с моделью COLDSTAR 100 / ХТЭП -9,2 (прошу не путать с GoldStar). Все надписи стали выполняться на английском языке, а новый логотип на крышке просто врезали в рамку на место старого, экономя на новой пресс-форме.
По отзывам пользователей, “… это советских холодильник, собран на 4 термомодулях, с оборонки. Реально за сутки охлаждает пиво до замерзания нижних банок. Единственное, там вентилятор шумноват.”
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 1990-е годы, цена не указана.

Примерно в это же время в продаже появился автохолодильник Кварц Х10.

Не знаю, холодильник какого именно производителя был взят за основу, но модель получилась удачная, с современным ярким дизайном на уровне новинок начала 90-х. Крепкий пластиковый корпус выпускался в 3 цветовых вариантах: серый, голубой и светло-фиолетовый, ручка-переноска при опускании вниз герметично запирала толстую крышку. А адаптер для подключения к сети 220V стал входить в стандартную комплектацию. Инструкция была отпечатана на двух языках: русском и украинском. Согласно ей, “…автохолодильник подключается к прикуривателю и поддерживает в камере температуру на 12-14 градусов ниже температуры окружающей среды. Обьём 10 л. Также может работать на нагрев — режим нагрев/охлаждение выбирается стороной включения вилки шнура. Оснащён устройством, предотвращающем разрядку аккумулятора “в ноль” при выключенном двигателе.
Производитель — Львовский завод «Электронбытприбор», 1990-е годы, цена не указана.

В наступившую постсоветскую эпоху предприятия, производившие на Украине автохолодильную технику, постепенно прекратили её выпуск, поскольку на рынок хлынул поток более дешёвых изделий из Азии. На этом и заканчивается история советских автомобильных холодильников, брутальных, но надёжных и долговечных. И если вам посчистливиться найти в гараже или на антресоли подобного “динозавра”, то, стряхнув с него 30-ти летний слой пыли и подключив к сети, не удивляйтесь, что он окажется во вполне рабочем состоянии.

Статья в тему:  Что значит в холодильнике мышь повесилась

Весьма простой по своей конструкции, термоэлектрический холодильник обладают множеством плюсов:
⊕ Надёжность. Нет подвижных элементов, не считая вентилятора охлаждения — ломаться в нём почти нечему.
⊕ Вибростойкость. Не боится тряски, езды по ухабам и больших кренов — может работать даже на боку и вверх дном.
⊕ Отсутствие хладагента. Нет фреона — нет и утечек. Обслуживания также не требует.
⊕ Бесшумность. Вентилятор охлаждения может шуметь, но не громче компьютерного кулера.
⊕ Работа «печкой». В режиме нагрева можно греть продукты, что делает его актуальным и в зимних путешествиях.
Но есть и некоторые минусы:
⊖ Низкая эффективность. Не стоит ждать термоэлектрических чудес: такой холодильник создаёт разницу температур (наружной и температуры внутри холодильной камеры) около 15–17 °C. Соответственно, если салон машины нагрелся до +25 °C, в холодильнике будет около 10 градусов тепла — лёд в нём точно не довезти.
⊖ Медленное охлаждение/нагрев. Для создания даже такой небольшой разницы температур холодильнику требуется много времени.
⊖ Высокое энергопотребление. С выключенным мотором работающий холодильник в машине не оставишь — быстро разрядится аккумулятор.

Для успешного практического использования нужно соблюдать несколько несложных правил.
Свойства такого вида агрегатов в том, что они не могут создавать в камере какую — то фиксированную температуру, как в системах с компрессорами или аммиачными холодильными агрегатами. Термоэлекрик создаёт температуру на 8 — 14 градусов ниже температуры окружающей среды. Летом не рекомендуется держать автохолодильник в багажнике и на солнце, лучше в салоне и в тенёчке. При загрузке перед включением хорошо использовать так называемые холодильные элементы — пластиковые кирпичики с наполнителем, которые предварительно замораживаются в домашней морозилке и засовываются с едой и питьём в камеру. Реально набитую доверху камеру сам холодильник охладит часа через два, не раньше, а с элементами — за полчаса. Но не надейтесь получить из данного агрегата запотевшую бутылку пива. Как правило, то, что из него достаёшь в дороге — просто приятно прохладное для питья и еда не тухнет за три часа в дороге.
А вот зимой можно сохранить продукты тёплыми и не заморозить нечто необходимое, включив режим подогрева. Греет так же на 8 -14 градусов выше наружнего воздуха.
Агрегаты неубиваемы, поскольку единственная движущаяся часть — микровентилятор. Аккумулятор агрегат посадит точно за 6 часов работы с выключенным мотором автомобиля.
Но в дороге и на пикнике для поездок в компании — вещь незаменимая.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: