Где находится фреон в холодильнике
Что такое фреон
Мы не представляем свою жизнь без холодильника. Благодаря его охлаждающей способности можно сохранить несколько дней готовые блюда, а также мясо, рыбу и другие сырые ингредиенты в замороженном состоянии. Охлаждение происходит с помощью фреона, который циркулирует по трубопроводу испарителя благодаря компрессору. Каким образом нагнетается холод в холодильной и морозильной камере?
Определение
Фреон представляет собой вещество, состоящий из метана и этана в определённой пропорции. Он является инертным для окружающей среды. Хладагент может находиться в жидком состоянии либо в виде газа. При испарении он поглощает тепло, выделяя при этом холод. Существует около 40 видов хладагента. В холодильнике используются некоторые разновидности фреона, безопасные для человека и окружающей среды.
Внимание! Следует помнить, что фреон имеется не только в холодильниках. Его применяют для заправки кондиционеров и прочего охлаждающего оборудования, средств пожаротушения, для медицинских и косметических аэрозолей и распылителей. Фреон входит в состав монтажной пены и некоторых видов лакокрасочных материалов.
Вещество не имеет запаха, прозрачен, поэтому обнаружить утечку по цвету и аромату в воздухе не возможно. Узнать о неисправности охладительной системы можно только по субъективным факторам: наличии конденсата на стенках в камере, плохой заморозке либо её отсутствии. Для бытовой техники используют такие виды фреона:
- R600a (изобутан)– вещество природного происхождения, не разрушающий озон в атмосфере, при этом он может взрываться в концентрации свыше 31 г/м 3 , в холодильнике используется небольшое количество газа, неспособное привести к взрыву;
- R134a (тетрафторэтан) – безопасный газ, не содержащий хлор, хладагент не имеет цвета и запаха, инертен к окружающей среде, при плюсовых и минусовых температурах не воспламеняется, имеет нулевую степень разрушения озонового слоя;
- R12 (дифтордихлорметан) – запрещён к использованию в современной бытовой технике с 2010 года, имеет сладковатый запах наподобие эфира, в бытовых условиях не горит, взрывается при температуре свыше 330 °С, при концентрации свыше 30% приводит к удушью;
- R22 (дифторхлорметан) – встречается в холодильниках старого образца, имеет хорошо ощутимый запах хлороформа, разрушает озоновый слой, но разрушающая способность ниже, чем у аналога R12, при воздействии с открытым огнём и нагреве до 250 °С распадается на высокотоксичные вещества.
Определить разновидность фреона в холодильнике можно по информации, указанной на ярлыке к компрессору. Тип вещества также прописывается в технической документации к агрегату. Современные модели морозильных камер и холодильников заправляют только R600а и R134a, которые при утечке не опасны.
Где находится фреон в холодильнике?
Фреон находится в испарителе камеры. Испаритель представляет собой систему трубопроводов, по которым циркулирует хладагент в жидком состоянии.
Он поглощает тепло и взамен выделяет холод, поэтому воздух поблизости магистрали с хладагентом быстро охлаждается. Циркуляцию фреона по трубопроводу обеспечивает компрессор. При поглощении тепла происходит испарение жидкости в газ. Газообразное вещество продвигается в компрессор, в котором оно конденсируется назад в жидкость. При эксплуатации холодильника нельзя допускать:
- чистку камеры острыми и режущими предметами;
- падения продуктов и льда на дно испарителя;
- установку вблизи любых отопительных приборов;
- мытье холодильника тёплой и горячей водой.
Неправильная разморозка камеры приводит к разгерметизации испарителя. В этом случае возникает утечка, жидкость моментально испаряется в газ. В месте эффекта возникает холмик снега, шипение при этом не происходит.
К поломке испарителя приводит откалывание кусков льда и толщи снега со стенок морозильной камеры. Привести к повреждению трубопровода может падение больших кусков льда на дно магистрали при разморозке. При подозрении утечки необходимо обратиться в сервисный центр для ремонта испарителя.
Важно! В современных моделях холодильника используется не более 200 грамм хладагента, поэтому утечка не опасна для окружающих. Количество фреона указывается на бирке компрессора. Холодильник отключают от сети.
Заправку фреона можно выполнить самостоятельно только при наличии соответствующего оборудования и опыта устранения утечки. Для заправки используют специальную компрессорную станцию с манометрами. В ней имеется два измерительных прибора – высокого и низкого давления. Для заправки холодильника применяют только манометр низкого давления.
Важно! Перед подключением заправочного оборудования к холодильнику и баллону необходимо тщательно перекрыть краны и на станции, и на баллоне с фреоном. Количество хладагента контролируют по меткам на заправочном цилиндре.
Предварительно с помощью течеискателя устанавливают места утечки хладагента, после чего выполняют пайку проблемных участков трубопровода. Перед запаиванием с трубопровода спускают весь хладагент вакуумным насосом. При значительных повреждениях пайка становится невыгодной, такой испаритель подлежит замене. После устранения поломки подсоединяют патрубки заправочной станции в таком порядке:
- левый – на компрессоре к клапану Шредера;
- средний – от заправочного цилиндра к баллону с газом;
- правый – к заправочному насосу.
Заправка фреоном требует внимательности и строго соблюдения техники безопасности, в том числе пожарной. Работы проводят в хорошо проветриваемом помещении либо при включённой вентиляции. Заправку холодильников с действующей гарантией лучше доверить сервисному центру.
По окончанию закачки фреона проверяется контур испарителя на замкнутость, иначе циркуляция газа будет нарушена либо невозможна из-за повторных вытеканий. Потери хладагента не сопровождаются шумом, поэтому самостоятельно обнаружить утечку после заправки без специального оборудования технически сложно.
Как понять, что в холодильнике кончился фреон
У многих пользователей холодильник – не только привычное бытовое устройство, но оригинальное дополнение к интерьеру кухни. Например, жительница Невады Луиза Гринфарб разместила на своем холодильнике более 32000 магнитов. За это ее прозвали «магнитной леди», а сама коллекция вошла в книгу рекордов Гиннеса.
Однако в первую очередь холодильник – важная и крайне необходимая техника, позволяющая сохранять продукты и приготовленную пищу свежей и вкусной. Чтобы обеспечить нормальное функционирование прибора, пользователю помимо качественного обслуживания желательно ознакомиться с особенностями работы и конструкции устройства. В статье рассмотрим, что такое фреон в холодильнике, для чего он нужен и способы устранения его утечки.
Как работает фреон в холодильнике
Фреон – это охлаждающее вещество, используемое в большинстве бытовых современных холодильников. Представляет собой смесь этана и метана в определенных концентрациях, абсолютно безопасных для жизни и здоровья человека.
Справка. Фреон получили в результате химических опытов в лаборатории фирмы General Motors. Название вещества произошло от английского слова «freeze», что переводится как «холод».
Пояснив, как называется жидкость в холодильнике, расскажем об особенностях работы фреона в оборудовании. Холодильный агент циркулирует по системе и способствует охлаждению внутренних камер оборудования.
Выглядит это следующим образом:
- Компрессор выкачивает пары фреона, образующиеся внутри испарителя.
- При помощи нагнетательной трубки пары перемещаются в конденсатор, где охлаждаются и преобразуются в жидкость.
- Далее уже жидкий фреон проходит через капиллярную трубку, где его давление понижается до нужного уровня.
- Далее жидкий фреон попадает в испаритель. Здесь вещество закипает и переходит в газообразное состояние. В процессе парообразования происходит поглощение тепловой энергии, в результате чего снижается температура во внутренних камерах прибора.
- Фреон в газообразном состоянии попадает в компрессор, и цикл повторяется.
При достижении установленной температуры в камерах процесс охлаждения прерывается терморегулятором.
Как только температура в камерах повысится до допустимого предела, срабатывает терморегулятор, запуская новый цикл охлаждения.
История создания фреона
До того, как был изобретен фреон, в качестве охладителя использовался токсичный и вредный аммиак. Это горючее вещество представляло опасность для человеческого здоровья, поэтому потребители стали с опаской относиться к покупке кондиционеров и холодильников. Вновь повысить продажи климатического оборудования удалось только после изобретения фреона.
Фреон был изобретен американским ученым в конце 20-х годов прошлого века. «Kinetic Chemical Company» использовала для неизвестного химического соединения обозначение R, то есть, Refrigerant, что в переводе с английского означает охладитель. С тех пор это наименование стало общепринятым для хладагентов.
Рекомендуем товар Фреон Neoclima R-32 (7 кг)
Какие бывают хладагенты для холодильников
В современной бытовой технике используются два вида фреона.
R600a (изобутан) – газ природного происхождения, который безопасен для озонового слоя. Техника с ним отличается низким уровнем шума и энергопотребления. Особенность вещества – взрывоопасность при концентрации более 31 г/куб. м. В холодильнике используется совсем небольшое количество, не способное привести к взрыву, однако при проведении ремонта следует соблюдать правила противопожарной безопасности.
R134a (тетрафторэтан) – вещество невзрывоопасное, нетоксичное, безопасное для человека и озонового слоя. Оборудование с R134a в системе охлаждения отличается высокой холодопроизводительностью.
В старых моделях холодильников использовался фреон марок R12 и R22. В современных устройствах эти виды охлаждающего вещества не применяют из-за отрицательного влияния на озоновый слой.
Справка. Информация о том, какой газ в холодильнике, указана в технической документации, а также на ярлыке компрессора.
На сколько опасен фреон
Загрязнение окружающей среды – проблема, которая стоит сегодня очень остро и требует немедленного решения. Регулярные выбросы в атмосферу способствуют разрушению озонового слоя, поэтому ученые и деятели науки на протяжении долгих лет занимаются разработкой плана по минимизации вредного влияния человека на окружающую среду. Если ранее при заправке сплит-системы использовался исключительно фреон R-22, то сегодня его заменили более безопасными модификациями. Фреон R-22 с рядом побочных эффектов представлял опасность для внешней среды.
Интенсивное технологическое развитие позволило создать экологически безопасные аналоги фреона R-22. Если раньше фреон действительно был способен разрушить озоновый слой, то сегодня такое убеждение не имеет доказательной базы. Мнения ученых в этом вопросе расходятся – одни убеждены в том, что современный фреон не наносит вреда ни человеческому здоровью, ни внешней среде, другие опровергают эту теорию. Как бы там ни было, современный кондиционер невозможно представить без фреона – ни одна сплит-система не будет работать без хладагента.
В каких местах холодильника наиболее часто возникают утечки
Вне зависимости от марки и модели оборудования, выделяют несколько уязвимых мест, где наиболее часто происходят утечки хладагента в холодильниках:
- Места пайки трубок (локринговые соединения). Внутренний контур, по которому циркулирует газ, состоит из тонких трубок, соединенных между собой пайкой. Если в местах соединения образуются микротрещины или иные повреждения, происходит постепенное стравливание фреона из системы. Обнаруживаются такие утечки при визуальном осмотре: в этих местах появляется ржавчина.
- Металлический контур обогрева. Часть системы, по которой разогретый газ от внутренних камер уходит обратно в компрессор, забирая с собой лишнее тепло. Также испаряет конденсат. Из-за постоянного соприкосновения с влагой металл начинает ржаветь. Вероятность возникновения утечки после пяти лет работы оборудования крайне высока.
- Испаритель «плачущего» типа. Этот элемент изготавливают из алюминия. Устанавливают его внутри камер для предотвращения скопления инея. Из-за постоянного воздействия влаги испаритель подвержен коррозийным повреждениям. Вследствие этого на узле появляются трещины, через которые начинает вытекать фреон из системы.
Определить утечку с наружной стороны испарителя очень просто: на нем образуется «шуба» из инея, устранив которую, без труда можно найти месть протечки. Если же проблемы с внутренней стороной испарителя, то без сложных демонтажных работ не обойтись, так как испаритель часто залит специальной пеной.
После обнаружения места утечки следует провести ремонт самостоятельно либо обратиться за помощью к специалисту.
Устройство фреоновой магистрали
У большинства техники, которая работает на охлаждение, одинаковый принцип работы. Исключение составляют холодильники без фреона и кондиционеры без хладагента. Основные элементы фреоновой системы:
- Компрессор;
- Конденсатор;
- Фильтр-осушитель;
- Капиллярная трубка;
- ТРВ (терморегулирующий вентиль);
- Испаритель;
- Обратный трубопровод.
Между собой все узлы соединены медными трубопроводами. Из меди также сделана капиллярная трубка. Все это вместе называется фреоновой трассой. Ниже рассмотрим, для чего нужны разные узлы системы.
Компрессор
Сжимает хладагент так, чтобы в конденсаторе он из состояния газа перешел в жидкость. При этом его температура существенно повышается. От частоты включения и скорости работы зависит тепло- и холодопроизводительность.
Конденсатор
Представляет собой радиатор, в котором сжимается фреон. Когда газообразный хладагент охлаждается, он переходит в жидкое состояние (конденсируется).
Фильтр-осушитель
Фильтр представляет собой патрон, наполненный гранулами адсорбента. Когда жидкий хладагент проходит сквозь него, адсорбент «вытягивает» влагу. Без него вода в виде кристалликов льда может попасть в компрессор, что приведет к его повышенному износу.
Фильтр-осушитель для холодильника.
Фильтр-осушитель для кондиционера.
Капиллярная трубка
Представляет собой медный змеевик узкого диаметра. Выполняет три функции:
- Не допускает попадания большего чем нужно жидкого хладагента в испаритель;
- Выравнивает давление в испарителе и конденсаторе, облегчая запуск компрессора;
- Снижает нагрузку на компрессор.
Терморегулирующий вентиль дозирует количество фреона, который подается в испаритель. От количества зависит эффективность охлаждения или нагрева (в кондиционерах и тепловых насосах).
Испаритель
В испаритель подается дозированный объем хладагента под давлением. Когда он попадает внутрь, его давление падает и он закипает (испаряется). При этом температура хладагента существенно понижается. Когда он циркулирует по испарителю, отбирает тепло у окружающей среды, охлаждая ее. Сам фреон при этом нагревается.
Испаритель холодильника.
Обратный трубопровод
Через него нагретый хладагент попадает из испарителя в компрессор. Представляет обычную медную трубку без дополнительных узлов.
Причины утечки хладагента
Утечка охлаждающего вещества из системы холодильника происходит по нескольким причинам:
- неправильная транспортировка оборудования – грубая погрузка и установка, несоблюдение правил транспортировки чреваты разрушением сварочных соединений;
- заводской брак, который допущен во время соединения трубок;
- механические повреждения системы;
- естественное старение и износ материала, коррозия.
Установить утечку хладагента в агрегате можно по следующим признакам:
- Длительная работа оборудования. При недостатке фреона давление в системе падает, а значит, в камерах не поддерживается необходимая температура. Компрессор, пытаясь компенсировать недостаточное охлаждение, начинает работать практически постоянно.
- Недостаточное охлаждение. Поначалу при утечке холодильник продолжает работать, но температура не соответствует заданному режиму. Если оборудование с одним компрессором, недостаточное охлаждение будет в обеих камерах; если же с двумя компрессорами – только в одной камере.
- Аварийные сигналы. Все современные модели оповещают о неисправности посредством лампочки, аварийных звуковых сигналов. Техника со встроенным дисплеем на корпусе сообщает о поломке кодом ошибки.
- Визуальные признаки. Выявить утечку охлаждающего газа помогают большой слой инея на испарителе, вздутие «плачущего» испарителя, ржавчина.
Если же компрессор вообще не запускается и холодильник не морозит, это свидетельствует о том, что фреон вытек полностью. Компрессор перестает запускаться, в камерах температура становится комнатной, сам холодильник размораживается.
Как происходит проверка холодильника после покупки
Подтекает холодильник: как выявить причину, почему это происходит
Потребление электроэнергии холодильником: за месяц, за год
Как починить холодильник, если произошла утечка фреона
Если нет специальных навыков, лучше ремонт прибора доверить специалисту. Работы по устранению утечки фреона имеют определенный порядок:
- Поиск области повреждения. Бытовой прибор визуально осматривают на предмет видимых признаков утечки: вздутие стенки, ржавчина, повреждения испарителя (царапины, проколы). После это приступают к более детальной диагностике при помощи специального прибора – течеискателя. Он помогает найти точное место утечки, определяет концентрацию паров фреона в воздухе.
- Устранение утечки. Если течь обнаружена в доступном месте, сразу проводят соответствующий ремонт: проводят пайку микротрещин, зачистку и удаление проржавевшего участка трубки и пр. Если же дефект находится в запененной части холодильника, потребуется частичная или полная разборка корпуса. В некоторых случаях это нецелесообразно и экономически не выгодно, например, в некоторых старых моделях.
- Замена фильтра-осушителя на новый. Обязательно после проведения ремонт требуется заменить фильтр-осушитель. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание влаги в холодный контур системы охлаждения.
- Проверка системы на герметичность. В систему нагнетают азот и следят по манометру, как она держит давление. Если все в порядке, газ стравливают и переходят к дальнейшим работам.
- Выполнение вакуумирования. Проводится для удаления из системы влаги посторонних примесей. Для этого через клапан Шредера к системе подключают вакуумный насос. Он откачивает воздух из системы до необходимого уровня вакуума.
- Закачка системы хладагентом. К системе через клапан Шредера подключат баллон с хладагентом и проводят закачку. Марку фреона и его количество определяют в соответствии с рекомендациями производителя. Контролируют степень заправки по давлению с помощью манометра или по весу баллона, который заранее устанавливают на специальные весы.
- Проверка функционирования оборудования. После окончания ремонта и замены фреона в холодильнике прибор запускают, чтобы проверить, как хорошо он охлаждает. Для этого необходимо около 20-30 минут, чтобы завершился полный цикл.
После завершения работ специалист выдает пользователю гарантийный талон и заключение о выполнении ремонта.
Как понять, что в холодильнике кончился фреон
Охлаждающая техника со временем может выйти из строя. В бытовых электроприборах, эксплуатируемых ежедневно, возникают неполадки, требующие ремонта или замены одного или нескольких механизмов. В холодильниках одной из часто встречающихся проблем является утечка фреона. Данная неполадка имеет несколько причин и вариантов предотвращения проблемы.
Где в холодильнике находится фреон?
Фреон применяется в качестве хладагента — охлаждающего вещества. Он представляет собой химическое соединение двух веществ: этана и метана с замещенными атомами. Фреон циркулирует внутри холодильника по специальным трубкам и забирает тепло от внутренней камеры, передавая его в окружающую среду.
Сколько фреона должно быть в холодильнике?
Количество определяется моделью агрегата. Средний объем фреона, необходимый для стабильной работы холодильника, составляет от 30 до 150 грамм. Этого достаточно для эффективного функционирования охлаждающего контура.
Снижение объема фреона приводит к тому, что механизм охлаждения не может постоянно поддерживать внутри холодильника низкую температуру. Устройство перестанет выполнять свои функции, и продукты внутри разморозятся и быстро придут в негодность.
Признаки утечки фреона
Фреон — это газ, не имеющий цвета и запаха. Узнать о его утечке по внешним признакам не получится. Неисправность обнаруживается тогда, когда продукты начинают портиться, и внутри камеры появляется неприятный запах. Аномально высокая температура внутри холодильника является главным признаком, указывающим на нехватку или отсутствие фреона.
Еще один важный признак — температура конденсатора. Он позволяет исключить поломки в компрессоре или моторе. У правильно работающего холодильника трубки конденсатора теплые, так как по ним перемещается разогретый в процессе сжатия фреон. Если же трубки остаются холодными — налицо нарушение герметичности системы и утечка фреона.
В списке признаков утечки фреона первое место занимает нарушение правил эксплуатации техники. Это:
- Грубая транспортировка, результатом которой стал разрыв сварных швов;
- Повреждение трубок в морозильной камере при скалывании льда;
- Редкое размораживание, накопление льда в морозилке, вызывающее повреждение охлаждающего контура;
- Коррозия металлические элементов;
- Окончание срока службы материалов, естественное старение;
- Заводской брак.
При недостатке фреона в системе компрессор будет работать без остановки, а внутри холодильника все равно будет тепло. Похожая ситуация возникает, если двери холодильника закрываются недостаточно плотно или износились резиновые прокладки.
Причины утечки фреона
Причиной утечки в большинстве случаев является механическое воздействие. Это может быть повреждение холодильника при перевозке, неудачной очистке от загрязнений или льда (иногда для удаления наледи внутри применяются острые предметы, которыми легко повредить трубки).
Не секрет, что объем фреона может сократиться со временем. Мастера рекомендуют проводить профилактические проверки техники не реже раза в год, а замену хладагента — хотя бы 1 раз в 3 года.
Как заправить холодильник фреоном
Если утечка фреона действительно имеет место, устранить неполадку своими руками не получится. Это под силу только мастеру, знающему все особенности и нюансы выполнения данной работы. Замену и заправку фреона можно сделать на дому, воспользовавшись услугами выездного специалиста. Везти холодильник в сервисный центр не требуется.
Для устранения проблемы мастеру потребуется определить место утечки фреона и оценить уровень повреждения системы. В зависимости от результата, он может порекомендовать заменить сломанные элементы или выполнить их ремонт.
Для замены фреона нужно удалить остатки старого газа из системы. Для этого применяется вакуумный насос. Он откачивает остатки вещества, после чего можно приступать к заполнению системы.
Это несложная процедура, которая занимает меньше часа времени. Если после замены фреона холодильник начинает работать нормально — значит, проблема устранена.
Важно! Замена фреона должна выполняться на размороженном холодильнике, очищенном от загрязнений. Перед вызовом специалиста освободите камеру от продуктов, разморозьте и хорошо промойте все поверхности мыльным раствором.
Цена заправки холодильника фреоном
Стоимость услуги зависит от типа неисправности и модели холодильника. В среднем цена замены фреона составляет от 1 500 до 5 000 рублей. Если работа выполняется на дому, в стоимость услуги входит вызов мастера.
Как выглядят фреон?
Если внимательно осматривать трубки, можно легко найти место, где произошла утечка фреона. Сам газ не имеет цвета, но там, где образовался разрыв, остается темное пятно от масла, находящегося внутри контура.
Если разрыв произошел в защищенной части холодильника в области стенки камеры, поверхность может вздуться с наружной стороны, что также указывает на утечку фреона.
Для поиска мест утечки мастера пользуются специальным прибором, который работает по принципу металлоискателя: при обнаружении места разрыва он подает сигнал.
Фреон быстро испаряется при комнатной температуре, поэтому увидеть его не получится. Его отсутствие вызовет размораживание камеры и появление таких следов, как: масло, конденсат на стенках камеры, продукты разложения, лужи воды от растаявших продуктов и т.д. При этом решетка с задней части холодильника будет не теплой, а холодной.
Как проверить холодильник на утечку фреона
Многие считают одним из признаков утечки неприятный запах, источник которого приписывается фреону. Это не совсем так: газ не имеет запаха, но его утечка вызывает изменение температуры внутри камеры, повышенную влажность, которая становится питательной средой для развития бактерий и микробов. Продукты жизнедеятельности микроорганизмов вместе с размороженной пищей вызывают неприятный запах, который можно отнести к признакам утечки фреона.
Проверить подозрения можно следующим образом:
- Проследите, регулярно ли включается и отключается компрессор: он не должен работать постоянно;
- Проверьте герметичность камеры: лист бумаги попробуйте протянуть через захлопнутую дверцу: если движется с трудом — камера герметична и уплотнитель правильно выполняет свои функции;
- Посмотрите напряжение в сети. Если мотор работает без остановки, а внутри холодильника все равно тепло.
Внутренняя утечка фреона
Наиболее дорогостоящим ремонтом является изменение контура системы охлаждения. Стоимость работ зависит от места, где произошла утечка. Если пострадал контур, находящийся в районе двери: трубку можно протянуть по задней стенке, решив проблему без особых затрат.
Если прорыв образовался в области корпуса, нужно удалять защитный изоляционный слой, пену, заново делать охлаждающий контур и зашивать его.
Это сложная работа, которая выполняется в условиях сервисного центра. Некоторые модели холодильников в случае повреждения контура в защищенной части не подлежат ремонту. В этом случае производитель при продаже может оформить расширенную гарантию на весь срок эксплуатации.
Методы устранения утечки фреона
Для восстановления герметичности системы применяются разные методы:
- Спайка алюминиевым припоем (для ремонта повреждений в алюминиевом испарителе);
- Аргоновая сварка медных элементов.
Целесообразно ли ремонтировать холодильник при утечке
В сравнении с покупкой и установкой нового мотора или компрессора, ремонт повреждений и поиск утечки фреона стоит дешевле в несколько раз. После такого ремонта холодильник может проработать еще много лет, не доставляя неудобств. Это быстрая и недорогая возможность дать холодильнику вторую жизнь, продлив срок его эксплуатации на несколько лет.
Как работает холодильное оборудование?
Содержание
Содержание
Вы никогда не задумывались, почему в холодильнике — холодно, и что общего у морозильного шкафа и кондиционера? В этом материале разбираемся, как работает холодильное оборудование.
Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.
Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.
Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.
Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.
Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.
Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.
Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.
Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.
Из холода в жар
Чаще всего холодильная машина используется именно для охлаждения — испаритель расположен в охлаждаемом объеме, а конденсатор вынесен в окружающую среду. Так работают кондиционеры, холодильники и морозильники. Но холодильный контур не только поглощает тепло на испарителе, но и выделяет его на конденсаторе. Нельзя ли использовать холодильную машину «наоборот» — для обогрева, расположив конденсатор в обогреваемом помещении, а испаритель вынеся наружу?
Еще как можно. Холодильная машина использует электроэнергию не для непосредственного нагрева (как ТЭН), а для переноса тепла, поэтому эффективность ее выше, чем у обычного электронагревателя. Многие современные кондиционеры могут работать «наоборот», используя теплообменник внутреннего блока как конденсатор, а теплообменник внешнего блока – как испаритель. В таком режиме на 1 кВт потребленной мощности кондиционер может произвести 2–6 кВт тепла. Греть комнату кондиционером может быть значительно выгоднее, чем электрообогревателем!
Однако здесь есть некоторые тонкости — эффективность холодильной машины уменьшается при падении температуры на испарителе и ее росте на конденсаторе. Это связано с тем, что теплообмен между двумя веществами происходит тем быстрее, чем больше разница их температур. А поскольку температура кипения хладагента постоянна, то, чем ниже температура в испарителе, тем медленнее идет теплообмен и тем меньше тепла он вырабатывает при той же потребляемой мощности. И при температуре окружающей среды до -5…-10°С эффективность кондиционера как отопительного прибора становится невысока.
Поэтому использовать кондиционер для отопления дома или квартиры можно, только если температура зимой не падает ниже -5°С.
В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.
Виды компрессоров
Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.
Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.
Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:
- Несбалансированность однопоршневого компрессора является причиной высокого уровня шума и вибраций при работе.
- Большое количество движущихся деталей приводит к ускоренному износу и снижению ресурса.
- Опасность поломки при быстром повторном пуске. Сразу после остановки в цилиндре компрессора наличествует высокое давление. Если в этот момент включить компрессор, создается критическая нагрузка на двигатель, могущая привести к его повреждению.
Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.
Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.
Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.
Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.
Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.
Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.
Типы хладагентов
В качестве хладагента в холодильных машинах используются различные жидкости и газы — аммиак, пропан, фреоны (смеси углеводородов). Используемый в холодильной машине хладагент сильно влияет как на ее характеристики, так и на условия эксплуатации. Например, кондиционер, заправленный фреоном R-134a (температура кипения -26,5 °С) при -30 на улице работать в режиме обогрева не будет вообще — фреон просто не вскипит в наружном блоке. Более того, попытка включения кондиционера в таких условиях с большой вероятностью приведет к его поломке — попадание жидкости (а не газа) в компрессор обычно выводит его из строя.
Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.
В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:
Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.
R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.
R134 (тетрафторэтан) используется в кондиционерах взамен вышедшего из употребления R12. Температура кипения R134 составляет -26,3°С, поэтому в низкотемпературной технике он не используется. Однако, хоть R134 и не вреден для озонового слоя, он относится к газам, усиливающим парниковый эффект, поэтому безвредным его назвать нельзя.
R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.
Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.
Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.
Как заменить фреон в холодильнике своими руками- пошаговая инструкция
Холодильник – самый необходимый бытовой прибор, и его поломка всегда бывает очень некстати.
Особенно если это касается не только покупки новых запчастей, но и вызова мастера, что порой обходится в кругленькую сумму.
Сегодня речь пойдет про такую поломку как утечка фреона, про ее самостоятельное устранение, а также мы расскажем все тонкости заправки хладагента холодильника.
- Как заменить фреон в холодильнике своими руками- начало
- Осторожно!
- Хладагент используют не только в холодильных аппаратах
- Причины утечки хладагента
- Оборудование для замены хладагента
- Алгоритм действий при замене хладагента
Как заменить фреон в холодильнике своими руками- начало
Осторожно!
Сразу же оговоримся: приступать к заправке фреона, не имея специальных навыков, не рекомендуется! Лучше тогда доверить это специалисту.
Для начала давайте вспомним, что такое фреон и какую роль он играет в холодильнике. Фреон – это бесцветный газ, который при охлаждении меняет агрегатное состояние до жидкого и перемещает тепловую энергию. Как в организме человека от сердца идет артериальная кровь, а к сердцу венозная, так и в холодильнике от компрессора фреон идет в виде газа, а возвращается в виде жидкости. Перемещение фреона происходит по внутреннему и внешнему контурам. На внутренний контур хладагент поступает в жидком состоянии. Проходя по нему, он собирает излишки тепловой энергии и переходит в газообразное состояние. При переходе на внешний контур через компрессор и испаритель от отдает тепловую энергию и возвращается в жидкое состояние. А после происходит повтор цикла.
Хладагент используют не только в холодильных аппаратах
Он нашел широкое применение в системах кондиционирования, тепловых насосах и т.п.
Всего существует более 40 фреонов, но из-за влияния на озоновый слой земли и увеличение парникового эффекта широко используется на данный момент всего 16.
Так как фреоны отличаются между собой по физико-химическим свойствам, то при дозаправке или замене нужно использовать именно такой, который был изначально или схожий по свойствам.
Причины утечки хладагента
Прежде чем производить заправку хладагента, нужно понять и устранить причину утечки, чтобы проблема не возникла вновь.
Самые распространенные причины:
- Механическое воздействие, например, при неправильной транспортировке или при попытке ускорить разморозку холодильника с помощью острых предметов.
- Неисправность компрессора. При ремонте компрессора всегда требуется заправка фреона, даже если он вытек не полностью.
- Плохое качество капиллярных трубок или их загрязнение. Засорение контура может происходить из-за замерзания попавшей внутрь влаги или из-за частичек машинного масла. И то, и другое вызывает нарушение перемещения хладагента и разгерметизацию системы.
- Ослабление мест соединения элементов контура. Это происходит со временем, и в этих местах образуются щели, через которые вытекает хладагент.
Для того, чтобы понять в каком месте происходит утечка иногда достаточно визуального осмотра. В этом месте обычно бывает скопление снега и льда из-за охлаждения фреона при испарении. Также в месте утечки бывает ржавчина, подтеки на трубках.
Но чаще применяют другие методы. Одним из них является применение мыльного раствора. Им покрывают примерные места разгерметизации (места соединения трубок). И там, где появляются пузыри и есть место утечки. Эти методы хороши только на доступных участках контура. Там, где нет доступа, используют специальный прибор – течеискатель, который работает по принципу металлоискателя: чем ближе место утечки, тем сильнее он начинает пищать.
Важно! Проверьте исправность других систем. Утечка фреона могла негативно сказаться на работе других деталей холодильника, особенно если была обнаружена не сразу.
Оборудование для замены хладагента
Прежде чем приступать к замене подготовьте следующие инструменты:
— заправочная станция из 2-х манометров и 3-х шлангов;
— фреон нужной марки или схожий по свойствам с тем, который был изначально;
— сварка для определенного вида труб;
— баллон с азотом для вывода влаги из контура;
— течеискатель для проверки герметичности.
Алгоритм действий при замене хладагента
- Отключить холодильник от сети, вынув вилку из розетки. Так как фреон легко воспламеняется, то проводить замену стоит в комнате, где нет обогревательных приборов и источников открытого огня и обеспечено хорошее проветривание. Заземлить электроаппаратуру.
- Удалить остатки хладагента. Фильтр-осушитель зажать специальным захватом и проделать в нем отверстие на медном участке. Клапан, через который будет выходить хладагент, вынуть из патрубка и припаять к компрессору.
- После этого нужно продуть контур азотом, чтобы вышла влага. Процесс занимает минут 10-15. После этого фильтр обрезают и продувают еще раз, а после устанавливают новый фильтр. Между срезанием старого и установкой нового должно пройти не более 15 минут, иначе влага снова поступит в контур.
- Перед заправкой установить клапан Шредера, чтобы хладагент не выходил обратно. Для работы используйте баллоны, где давление газа не превышает 6 атмосфер.
- На заправочной станции перекрыть все краны. Красный шланг подсоединяем к клапану Шредера, синий к насосу и средний желтый к баллону с фреоном.
После всех этих действий открыть краны на красном и синем шланге и начать постепенно открывать вентиль на баллоне с газом. Заполнение отслеживать по показаниям манометра. При давлении в 0,5 атмосфер перекрыть все вентили.
Некоторые мастера для контроля количества хладагента используют бытовые весы, т.е. по весу баллона определяют уровень закачки контура хладагентом.
После проведения работы помещение необходимо проветрить.
Если вы имеете достаточный уровень знаний и навыков, то можете провести замену фреона самостоятельно. Но если их недостаточно, то лучше не экспериментировать и доверить это дело специалисту.
Где находится фреон в холодильнике, кондиционере и куда его заправлять
Обновлено: 16 сентября 2021.
В этой публикации мы ответим на вопрос: где находится фреон в холодильнике и кондиционере? Расскажем об особенностях строения системы. Вы узнаете, куда нужно заправлять фреон при самостоятельной замене.
Где находится фреон в холодильнике и кондиционере
Многие считают, что в холодильниках, кондиционерах или тепловых насосах есть отдельная емкость для фреона. Хладагент – не бензин, он не расходуется. Поэтому отдельного бака для него нет. Он находится в фреоновой магистрали, которую также именую:
- Фреоновой трассой;
- Фреоновой системой;
- Фреоновым трубопроводом.
Хладагент находится в постоянном движении. Он постоянно проходит через циклы испарения и конденсации, переходя из жидкой формы в газообразную и наоборот.
Единственный случай, когда заканчивается фреон в холодильнике – нарушение герметичности системы. Обрыв магистрали случается редко, его нужно ремонтировать. На эту тему рекомендуем почитать статью про поиск и устранение утечки хладагента в холодильнике.
Устройство фреоновой магистрали
У большинства техники, которая работает на охлаждение, одинаковый принцип работы. Исключение составляют холодильники без фреона и кондиционеры без хладагента. Основные элементы фреоновой системы:
- Компрессор;
- Конденсатор;
- Фильтр-осушитель;
- Капиллярная трубка;
- ТРВ (терморегулирующий вентиль);
- Испаритель;
- Обратный трубопровод.
Между собой все узлы соединены медными трубопроводами. Из меди также сделана капиллярная трубка. Все это вместе называется фреоновой трассой. Ниже рассмотрим, для чего нужны разные узлы системы.
Компрессор
Сжимает хладагент так, чтобы в конденсаторе он из состояния газа перешел в жидкость. При этом его температура существенно повышается. От частоты включения и скорости работы зависит тепло- и холодопроизводительность.
Конденсатор
Представляет собой радиатор, в котором сжимается фреон. Когда газообразный хладагент охлаждается, он переходит в жидкое состояние (конденсируется).
Фильтр-осушитель
Фильтр представляет собой патрон, наполненный гранулами адсорбента. Когда жидкий хладагент проходит сквозь него, адсорбент «вытягивает» влагу. Без него вода в виде кристалликов льда может попасть в компрессор, что приведет к его повышенному износу.
Капиллярная трубка
Представляет собой медный змеевик узкого диаметра. Выполняет три функции:
- Не допускает попадания большего чем нужно жидкого хладагента в испаритель;
- Выравнивает давление в испарителе и конденсаторе, облегчая запуск компрессора;
- Снижает нагрузку на компрессор.
Терморегулирующий вентиль дозирует количество фреона, который подается в испаритель. От количества зависит эффективность охлаждения или нагрева (в кондиционерах и тепловых насосах).
Испаритель
В испаритель подается дозированный объем хладагента под давлением. Когда он попадает внутрь, его давление падает и он закипает (испаряется). При этом температура хладагента существенно понижается. Когда он циркулирует по испарителю, отбирает тепло у окружающей среды, охлаждая ее. Сам фреон при этом нагревается.
Испаритель холодильника.
Обратный трубопровод
Через него нагретый хладагент попадает из испарителя в компрессор. Представляет обычную медную трубку без дополнительных узлов.
Где находятся элементы фреоновой системы в холодильнике
- Компрессор находится в нижней части с задней стороны;
- Конденсатор расположен снаружи задней стенки или под холодильником;
- Фильтр-осушитель скрыт за задней панелью, либо возле компрессора;
- Капиллярная трубка находится за задней панелью после фильтра;
- ТРВ расположен сразу за змеевиком капиллярной трубки;
- Испаритель находится за задней панелью внутри холодильника или между морозильной и основной камерой;
- Обратный трубопровод идет за задней стенкой.
Расположение элементов фреоновой трассы в кондиционере
- Компрессор расположен в наружном блоке;
- Конденсатор находится во внешнем блоке;
- Фильтр-осушитель стоит после компрессора в наружном блоке;
- Капиллярная трубка расположена после фильтра в наружном блоке;
- ТРВ установлен после капилляра во внешнем блоке;
- Испаритель находится во внутреннем блоке;
- Обратный трубопровод проложен между внутренним и внешним блоком.
Куда заправлять фреон в холодильник, кондиционер
Если в холодильник уже заправляли фреон, на трубке возле компрессора может быть специальный вентиль. Если его, нет, придется врезать его. Место для врезки – медная трубка, идущая от испарителя к компрессору (обратный трубопровод):
В кондиционерах предусмотрено место для заправки фреона. Это вентиль, который находится сбоку внизу наружного блока. Он находится с той стороны, где установлен компрессор (см. фото).
В этой публикации мы ответили на вопрос, где находится хладагент в кондиционере и холодильнике. Рассказали об устройстве системы и работе всех ее элементов. Надеемся, информация была понятна и полезна. Не забудьте поделиться ей с друзьями!
Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика.
Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!
(Пока оценок нет)